Фотография на заставке: Автор не указан; ММСО; все права защищены

Большинство тем, затронутых приглашёнными экспертами, так или иначе были связаны с «коронакризисом», его последствиями и рациональным финансовым поведением. Эксперты рассуждали о возможностях инвестирования в условиях пандемии, способах уменьшения кредитной нагрузки для населения и тенденции к цифровизации образования.
Вынужденная самоизоляция повсеместно ускорила процессы цифровизации: на удалённый режим перешли многие вузы и школы. Участники Проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» оказались к этому готовы: многие учебные материалы и программы по финансовой грамотности уже несколько лет готовятся с прицелом на дистанционное и электронное обучение. Так, Федеральный сетевой методический центр при МГУ проводит дистанционное обучение по финграмотности для преподавателей региональных вузов; для студентов выпускаются электронные учебники. Учебно-методические комплекты (УМК) «Основы финансовой грамотности», рассчитанные на школьников, также существуют в электронном формате и в формате электронного учебника, отмечает советник директора Проекта Минфина по образовательным вопросам Екатерина Лавренова.
Один из мастер-классов был посвящён методике проведения дистанционного урока о Великой депрессии в США. На этом примере эксперты продемонстрировали, как в школьное занятие по истории можно органично вписать сюжеты, связанные с финансовой грамотностью. «Мы заменили рассказ учителя на самостоятельное изучение материала и работу в группах, — рассказывает руководитель авторского коллектива по разработке УМК Юрий Калашнов, — а также дали рекомендации, как организовать процесс дистанционно».
По оценке Екатерины Лавреновой, в числе безусловных плюсов цифровизации — охват аудитории без увеличения затрат. Тем не менее режим самоизоляции создаёт и ограничения: поскольку учащиеся перегружены онлайн-обучением по основным предметам, часть образовательных организаций, где мероприятия по финграмотности прежде всего проходят в рамках внеурочной деятельности, была вынуждена временно от них отказаться. Реализация «каникулярных» проектов для детей из-за ожидаемого закрытия детских лагерей также находится под вопросом. И всё-таки ряд запланированных мероприятий удалось перевести в дистанционный формат. Среди них — Всероссийский чемпионат по финграмотности и Олимпиада по финансовой грамотности для студентов. Эксперты признают, что онлайн-формат несколько приглушает эмоциональный накал состязаний, а также ставит результаты в зависимость от технической подготовки участников. По мнению заместителя декана экономического факультета МГУ Сергея Трухачёва, сегодня очень многое зависит именно от способности организаторов онлайн-мероприятий учесть технические ограничения, имеющиеся на стороне участников (качество интернета, мощность компьютера).
Разработка цифровых инструментов задолго до пандемии велась и в некоторых регионах. «В Томской области есть муниципалитеты с трудной транспортной доступностью и находящиеся на расстоянии почти тысячи километров от центра, — говорит руководитель Томского РЦФГ Елена Кузьмина. — Организовать очное обучение населения в такой ситуации почти невозможно. При этом перед нами стояла задача обеспечить равный доступ всех жителей региона к инструментам финансовой грамотности. Поэтому, формируя программы и планируя закупки, мы изначально делали упор на цифровые инструменты». В частности, в 2017 году в Томской области был разработан и запущен дистанционный курс по финансовой грамотности для взрослого населения. Этот проект должен был подготовить жителей удалённых территорий к использованию цифровых финансовых услуг, что, в частности, было важно в условиях оптимизации банковской сети, когда банки стали сокращать число физических офисов и переводить обслуживание в онлайн.
Несмотря на то что дистанционное обучение активно входит в нашу жизнь, перед российским образованием, по мнению ведущего преподавателя АНО «ИДПО МФЦ» Евгения Григорьева, стоит новый вызов, связанный с необходимостью разработать отечественные коммуникационные платформы, которые могли бы обеспечить доступ к обучению всех слоёв населения, независимо от санкций и внешнеполитической ситуации.