Текст: Анна Чаплыгина, координатор направления по защите прав потребителей финансовых услуг проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»; Юрий Калашнов, директор журнала «Дружи с финансами»
Иллюстрация на заставке — Андрей Рубецкой, «Дружи с финансами»; CC BY 4.0
  • Проверка возможности передвижения через данные банковской карты (см. иллюстрацию).
  • Продажа очистителя воздуха, удаляющего возбудителя вируса, или маски с угольным или «наносеребряным» фильтром, отсеивающим вирус (см. иллюстрацию).
  • Фальшивые пропуска на въезд и передвижение по Москве и другим (см. иллюстрацию).
  • СМС о штрафах за нарушение карантина или самоизоляции (см. иллюстрацию).
  • Бесплатное надомное тестирование на вирус или вакцинация от вируса с целью квартирных краж.
  • Запросы конфиденциальных личных данных для предоставления мифической господдержки, компенсации ущерба от вируса и т. п. (см. иллюстрацию).
  • Лекарства от вируса (Optivida Silver Solution Джима Беккера за 300 долларов и др.).
  • Благотворительные запросы или уточнения о подтверждении пожертвования.
  • «Люди в беде!»: пожилые, застрявшие за границей и т. п.
  • Вирусные интернет-сайты и мейлы (заражают ПО, крадут данные при открытии, прикидываются авторитетной организацией – сейчас очень часто и во многих странах это псевдо-ВОЗ/WHO и т. п.).
  • Фишинговые рассылки (просят пройти по ссылке и т. п.) – например, про то, как в квартире избавиться от возбудителя вируса с помощью фена.
  • Предложение продукции известных и надежных производителей, необходимой для мер предосторожности, с требованием предоплаты – работает как для физических лиц, так и для юридических.
  • Звонки с информацией о контакте с подтвержденным носителем вируса и о том, что придут специалисты для проведения платного анализа (5 тыс. руб.)
  • Маскировка под корпоративные рассылки об удаленной работе – тысячи фейк-ZOOM’ов.
  • Новая волна «раздолжнителей» (урегулирование взысканий, упрощенное банкротство и т.п.).
  • Продажа бесплатных брошюр о коронавирусе.
  • Предложение онлайн-работы, но чтобы приступить к ней, нужно предварительно приобрести методические материалы.
  • Бессмысленные страховые полисы на случай заболевания вирусом.

Источники: ЭФ МГУ, ВОЗ, Secret Service, FBI, ConsumerReports, Kaspersky, Сбербанк и др.