Текст: Наталья Ульянова

Цель семинаров, которые уже третий год подряд устраиваются в регионах в рамках проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», — повысить квалификацию тех, кто выступает проводником идей финансовой грамотности на местах, и сформировать активное сообщество экспертов и профессиональных журналистов (в том числе в социальной сети Facebook в рамках закрытой группы «Пишу о личных финансах»).

Завершившийся цикл состоял из пяти семинаров, которые прошли во Владивостоке, Сочи, Ярославле, Тюмени и Красноярске. Всего же за три года существования этого формата было организовано 23 мероприятия в 22 регионах, охвативших в общей сложности 51 регион.

«Журналисты оказались очень благодарной и восприимчивой аудиторией, — говорит эксперт Проекта Минфина, партнёр агентства — организатора семинаров «Р.И.М.» Владимир Фролов. — При этом важно понимать, что представители СМИ как участники наших мероприятий — это не только производители контента. Они и сами выступают потребителями финансовых услуг, и их живо интересуют вопросы управления личными финансами. Повышенный интерес представителей СМИ в регионах к нашим мероприятиям показал, что задачи повышения финансовой грамотности актуальны для всех».

Динамическое развитие

От Калининграда до Владивостока — таким был географический охват программы семинаров за три года. Обучение прошли в общей сложности более 500 журналистов.

Формат и содержательная часть семинаров за это время претерпели значительные эволюционные изменения, отмечают участники. «Я принимал участие почти во всех семинарах на протяжении всей программы, — говорит Сергей Макаров, финансовый консультант, заместитель директора Национального центра финансовой грамотности. — Был и в числе спикеров, и в числе слушателей. Могу констатировать, что с точки зрения формата первый и последний семинары различаются очень сильно». Изменения коснулись всех аспектов. По мере развития этого проекта программа становилась всё более интерактивной, усиливалась и практическая часть. Постепенно формат стал напоминать мастер-класс с элементами ток-шоу и активным участием «зала». «Слушателям было предложено не только внимать, — добавляет Владимир Фролов, — но и решать реальные кейсы по управлению финансами, разрабатывать для своих медиа новые рубрики или передачи, связанные с вопросами финансовой грамотности, управления личными финансами».

Владимир Фролов

Повышенный интерес представителей СМИ в регионах к нашим мероприятиям показал, что задачи повышения финансовой грамотности актуальны для всех

Владимир Фролов партнёр агентства «Р.И.М.»

Вместе с форматом менялась и содержательная часть. По словам одного из спикеров, главного редактора портала Finversia.ru Яна Арта, это происходило с подачи федеральных экспертов, которые присоединились к проекту: «В числе выступавших была экономист Наталья Зубаревич, лекции которой всегда чрезвычайно полезны как для понимания экономических процессов на макроуровне, так и для использования информации в текущей работе. Семинары вёл также финансовый консультант Сергей Макаров, который за счёт своей виртуозной работы с аудиторией неизменно задавал каждому мероприятию особенный драйв. Своей энергетикой присутствующих заражал и заместитель главного редактора журнала «Эксперт» Александр Ивантер — представитель высшей лиги деловой журналистики. Уверен, что его советы помогли региональным журналистам повысить свой профессиональный уровень».


22 региона

стали местом проведения цикла семинаров для журналистов за три года


По мнению Сергея Макарова, эффективность также росла от семинара к семинару. «Изначально, — отмечает он, — в некоторых регионах представители СМИ даже не слышали о существовании Проекта Минфина «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Они приходили на мероприятие с явным непониманием темы «финансовая грамотность». Многие были уверены, что это неактуально для тех, у кого невысокий доход. Однако уже через полтора дня мы видели результат: участники приходили к мысли, что управлять личными финансами важно не только для высокообеспеченных людей, и смотрели на деньги совсем с другого ракурса». Заместителя главного редактора газеты «Тверская жизнь» Юлию Крутову семинар (проходивший в Ярославле) в итоге вдохновил, как и многих других участников, на несколько публикаций, одна из которых была посвящена проекту Минфина. «Могу сказать, что выступления экспертов повлияли и на моё личное отношение к деньгам, — говорит Юлия. — В частности, я убедилась в необходимости формировать подушку финансовой безопасности. А вернувшись в редакцию, постаралась убедить в этом и своих коллег».

Помимо этого, участники семинаров учились квалифицированно рассказывать своим читателям о банкротстве компаний, мошеннических схемах, различных аспектах защиты потребительских прав, финансовой подготовке к пенсии, взаимодействии с коллекторами, мисселинге (некорректной продаже финансовых услуг банковскими служащими и консультантами) и т. д. «Во время практической части мы готовили свои публикации — и тут же получали обратную связь от экспертов, — рассказывает корреспондент ИА «Тюменская линия» Александра Батт. — Становилось понятно, как лучше расставлять акценты и улучшить текст. В результате меня очень заинтересовали темы, связанные с финансами». По словам Светланы Ракоть, корреспондента газеты «Прибой» (Геленджик), новая информация позволила не только более квалифицированно работать над публикациями, но и со знанием дела отвечать на письма читателей, которые часто обращаются за советом в редакцию.

Для спикеров обмен информацией со слушателями тоже был очень полезен. Так, Сергей Макаров рассказал, что почти после каждого семинара он модифицировал своё выступление, проанализировав реакцию и вопросы аудитории. К примеру, в последние мастер-классы он добавил блок о кредитных историях и частных инвестициях, которые сегодня всё больше интересуют жителей регионов. По словам заместителя главного редактора журнала «Эксперт» Александра Ивантера, во время разбора кейсов многие журналисты оказались вполне сметливыми и рачительными в денежных делах. Однако ему запомнились не только рассказанные участниками истории финансового успеха, но и пронзительные кейсы из российской глубинки: «Скажем, история о том, как живущая в вымирающей костромской деревне бабуля, да ещё и с внучкой на руках, вынуждена залезать в долговую кабалу к МФО, чтобы заготовить себе дров на зиму».

Ян Арт

Надеюсь когда-нибудь увидеть Россию страной, жители которой активно инвестируют в российские компании. Экономика страны, жители которой — совладельцы её активов, никогда не рухнет

Ян Арт главный редактор портала Finversia.ru

Направление движения

Вопросы финансовой грамотности, вызывающие наибольший интерес, варьировались от города к городу. Об этом рассказал Александр Ивантер: «В регионах с невысоким уровнем жизни — таких как Костромская область, Курганщина или Хакасия — людей больше всего волнуют вопросы выживания: как планировать семейный бюджет в условиях жесточайших денежных ограничений, какие неприятные сюрпризы могут ждать в общении с банками и МФО, какие есть возможности по реструктуризации и рефинансированию имеющихся кредитов… В более зажиточных местах — на Кубани, в Сочи, Тюмени и Красноярске — фокус интересов другой: как заработать на финансовом рынке, как грамотно инвестировать, как умело пользоваться налоговыми вычетами». Ближе к центру эта тенденция проявляется особенно ярко. По словам Яна Арта, на Всероссийской неделе сбережений 2018 года в Москве 90% вопросов, обращённых к спикерам, были связаны не с распределением бюджета, а с частными инвестициями. «Причём, судя по уровню вопросов, было понятно, что люди инвестируют давно и просто хотели бы что-то для себя уточнить, — объясняет Ян. — Это очень позитивная тенденция. Я надеюсь когда-нибудь увидеть Россию страной, жители которой активно инвестируют в российские компании. Американская экономика сильна именно тем, что из 350 миллионов жителей (включая детей) 120 миллионов являются активными инвесторами и держателями акций американских компаний. Экономика страны, жители которой — совладельцы её активов, никогда не рухнет. И если Россия когда-нибудь станет таким государством, я буду спокоен за нашу страну».

Большие запросы

Журналисты готовы и дальше учиться и заявляют о своём интересе к более детальному обсуждению экономических процессов. «Экономика развивается, постоянно появляются новые тренды, — говорит корреспондент ИА «ФедералПресс» Юлия Лобанова из Красноярска. — И журналистам очень важно понимать, как рассказывать о новых явлениях и работать с новой информацией». По мнению корреспондента газеты «Хронометр» Александра Волчкова из Вологды, если семинары получат продолжение, стоит сделать упор на разбор узких тем, связанных с отдельными сегментами финансового рынка — например, с определёнными вопросами банковского и страхового сегментов. «В газете, — объясняет он, — я занимаюсь социальными темами, а люди постоянно интересуются вопросами, связанными с ипотекой, страхованием, кредитами». Светлана Ракоть не отказалась бы послушать экспертов об особенностях потребительских кооперативов, а также о юридических аспектах, связанных с защитой прав вкладчиков банков.

По мнению Александра Ивантера, на протяжении всей программы чувствовалось, что в регионах существует явный дефицит и в то же время большой запрос на площадки для обсуждения профессиональных тем с экспертами федерального уровня. И прежде всего нужен открытый разговор, затрагивающий острые вопросы по текущему состоянию экономики. Именно это свойство многие участники отметили как достоинство семинаров. По словам Светланы Ракоть, о проблемах в экономике и пробелах в законодательстве говорили предельно честно и открыто как во время мероприятия, так и в неформальной обстановке. «Очень важно то, что на протяжении всего цикла семинаров мы смогли поддерживать свободный по отношению к финансовой политике разговор, — объясняет Ян Арт. — Организатором семинара выступило государство, но это не привело к тому, что просветительское мероприятие превратилось в пропаганду. Я думаю, свобода в суждениях и оценках экономических процессов повлияла на эффективность нашей работы».

Послесловие

Как отмечают все участники программы, профессиональное общение на неформальном уровне и новые контакты, которые получили продолжение, стали ещё одним результатом проекта. «Лично для меня этот человеческий, эмоциональный итог семинаров не менее важен, чем профессиональные результаты», — комментирует Александр Ивантер. «У многих журналистов после мероприятий вышли публикации о Проекте Минфина, некоторые стали разрабатывать темы, связанные с управлением личными финансами, для своей аудитории, — подытоживает Владимир Фролов. — Однако мы не ставили себе такой цели. Главный результат — это образование, повышение финансовой грамотности журналистов. И я думаю, что это у нас получилось».

Александр Ивантер

В регионах существует явный дефицит и в то же время большой запрос на площадки для обсуждения профессиональных тем с экспертами федерального уровня. И прежде всего нужен открытый разговор, затрагивающий острые вопросы по текущему состоянию экономики

Александр Ивантер заместитель главного редактора журнала «Эксперт»

Пакет информационных просветительских материалов, которые использовались участниками семинаров

Материал Аннотация
Сборник практических кейсов по теме «Финансовая грамотность и массовая информация» под ред. М. Ю. Тайца Брошюра разбирает различные аспекты освещения финансовых тем российскими СМИ на конкретных кейсах, которые охватывают почти десятилетие. Кейсы позволяют высветить проблемы, с которыми ежедневно сталкиваются российские медиа, проанализировать их и предложить качественные решения. Материал разбит по следующим разделам: «Примеры освещения в СМИ изменений регулирования и законодательства в сфере финансов и защиты прав потребителей», «Взаимодействие СМИ и публичных финансовых компаний или компаний, проводящих крупные сделки M&A», «Взаимодействие финансовых компаний со СМИ в сложных рыночных ситуациях», «Реакция СМИ на жалобы потребителей финансовых услуг», «СМИ и повышение финансовой грамотности», «Роль медиа в формировании представлений населения о рисках».
Памятка для потребителей. Инфографика о защите прав и законных интересов должника при взыскании долга Наглядная и лёгкая для восприятия инфографика, которая поможет журналисту быстро погрузиться в тему при написании материала о взаимоотношениях должников и взыскателей. Содержит ответы на ключевые вопросы:
  • Вправе ли должник отказаться от общения со взыскателями?
  • Что запрещено взыскателям?
  • Какие последствия ждут их в случае нарушения закона?
В памятке приводится интересная статистика жалоб на организации, занимающиеся взысканием долгов.
Методическое пособие для журналистов, работающих с финансовыми темами «Финансы и журналист: инструкция по применению». Редактор-составитель— Я. А. Арт Ёмкое и чётко структурированное «наставление» коллегам от Яна Арта — журналиста, отдавшего много лет финансовой теме в ведущих российских деловых и общественно-политических изданиях. Редактор-составитель делает полезный обзор информационного ландшафта финансового рынка с акцентом на потенциальных точках возникновения конфликта интересов между потребителем и бизнесом. Методологическая часть пособия формулирует ответы на актуальные для журналистов вопросы:
  • Как работать с экспертами? Как сформировать собственный «экспертный пул», но не стать его жертвой?
  • Как извлечь интересные сведения для публикации из данных статистики и общедоступных источников?
  • Как избегать тенденциозности в подаче материала?
  • Почему освещение большинства финансовых тем требует дуалистического подхода?
Информационная справка о проекте Министерства финансов Российской Федерации «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» Краткая информация о Проекте — его основных направлениях и этапах реализации, целевых группах, которым он адресован, региональном охвате, предварительных результатах и наградах.
Учебно-методический комплекс «Финансовая грамотность и массовая информация»
Том 1
Том 2
Том 3
Курс по финансовой грамотности для журналистов, предназначенный для высших учебных заведений. Подойдёт как для преподавателей, так и для самостоятельного изучения. Курс охватывает все аспекты управления личными финансами и подробно рассказывает об инструментах инвестирования и сохранения личных средств.