Проректор Финансового университета Олег Кузнецов на открытии подвёл промежуточные результаты Проекта Минфина России. За пять лет удалось создать основную инфраструктуру. Оставшиеся три года реализации Стратегии необходимо посвятить развитию новых форм и инструментов повышения финграмотности, в том числе интернет-технологий, востребованность которых растёт во всех сферах жизни.
Стратегический координатор Проекта Минфина России Анна Зеленцова обратила внимание слушателей на новые требования, которые предъявляет реальность: «если до 2020 года основной аудиторией Проекта были самые уязвимые социальные группы (неполные или многодетные семьи, пенсионеры, безработные), то с начала пандемии в группе риска оказалось, по сути, всё экономически активное население, доходы которого серьёзно сократились». В этой связи, по мнению Зеленцовой, актуальными задачами становятся таргетирование тем и работа с отдельными группами населения, которые нуждаются в чёткой, ясной и прозрачной информации о мерах господдержки. О необходимости находить простые и лаконичные ответы на сложные вопросы в кризисное время говорили многие спикеры, в том числе основатель консалтинговой компании «Личный капитал» Владимир Савёнок и заместитель директора НЦФГ Сергей Макаров.
Первая сессия конференции была посвящена вопросам формирования сообщества консультантов по финансовой грамотности, их поддержке, роли в жизни общества, а также обучению. Директор Высшей школы государственного управления Финансового университета Игорь Шевалкин в своём выступлении описал программу подготовки консультантов-методистов, обратив внимание слушателей на то, что, помимо 72 часов обучения и 9 тематических модулей, охватывающих весь спектр жизнедеятельности населения (от управления личными финансами до защиты прав потребителей), программа включает два практикума по консультационному сопровождению автокредитования и ипотечного кредитования, в ходе которых у консультантов есть возможность получить не только теоретические, но и практические навыки.
Консультант по финансовой грамотности Проекта Минфина России Наталья Колбасина рассказала, какими мотивами руководствуются те, кто решил стать консультантом-методистом. Судя по опросам центра, 60% респондентов воспринимают свою деятельность как «социальную миссию». Между тем со своей стороны НЦФГ разработал для специалистов особую программу мотивации: центр проводит федеральные и региональные конкурсы, приглашает самых активных консультантов для участия в масштабных мероприятиях, организует их публикации в СМИ и т. п. Кроме этого, НЦФГ ведёт реестр консультантов. По итогам ежегодного тестирования самые активные получают сертификаты-грейды: серебряный — для тех, кто провёл в год не менее 15 мероприятий с охватом от 300 человек; золотой — за 25 мероприятий с 600 и более участниками. В среднем консультант-методист проводит 5 мероприятий в год.
Не меньшей мотивацией для консультантов является общение в профессиональном сообществе. «Финансовый консультант — это не только профессия, но и образ жизни, — считает директор «Центра финансовой культуры» Елена Феоктистова. — Эмоциональная зарядка от единомышленников позволяет предотвратить профессиональное выгорание». По словам Феоктистовой, консультант в своей деятельности совмещает навыки социолога,
психолога, юриста и финансового директора, и в этом есть отдельный плюс: сочетание навыков разных профессий позволяет сохранять свою востребованность на рынке. По мнению директора НЦФГ Евгении Блискавки, многогранность специалистов во многом является следствием особенностей экосистемы НЦФГ, которая работает по принципу синергии: каждая инициатива дополняет другую и усиливает её, создавая возможность использовать в отдельно взятом проекте весь потенциал системы.
На такую модель работы ориентируются региональные центры финансовой грамотности, которым была посвящена вторая часть конференции. По словам её модератора, руководителя направления «Кадры для финансовой грамотности» НЦФГ Ольги Соборновой, у региональных центров несколько главных задач. Одна из них — поддержка консультантов-методистов за счёт создания инфраструктуры, связей с органами власти и СМИ, организации площадок для мероприятий, формирования сообщества консультантов. Вторая — развитие сети за счёт обучения кадров, проведения вебинаров, разработки системы мотивации, сбора обратной связи и др. Как показывает статистика, после появления центра финансовой грамотности в регионе активность на местах значительно возрастает.
Многие региональные центры накапливают опыт, который можно тиражировать в других областях. О доступных для коллег форматах рассказали руководитель регионального центра в Самарской области Елена Бобкова и специалист центра по информационным технологиям Игорь Григорьянц. Самарский центр имел большой опыт организации трансляций и эфиров в интернете и до начала пандемии, поэтому переход в онлайн для него не стал чем-то необычным. Новыми были способы подачи информации и коммуникации (формат «вопрос-ответ», элементы импровизации, участие двух ведущих, сокращение времени трансляции и т. д.), которые пришлось внедрять, чтобы сохранить внимание аудитории в новых условиях.
В конференции приняли участие более 500 человек с Украины, из Белоруссии, Чехии и 64 городов России. Об актуальности тем говорил и тот факт, что вместо трёх часов мероприятие длилось четыре, а завершилось лишь благодаря усилиям модераторов: сами участники не выражали желания выходить из эфира.