Фотография на заставке -Автор — Денис Лозинг, все права защищены

Она реализуется в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» с 2017 года. Образовательные модули для детских загородных лагерей были разработаны Национальным центром финансовой грамотности (НЦФГ) совместно с компанией «Кейс-игра».

За два года программы по финграмотности прошли в лагерях Алтайского, Краснодарского и Ставропольского краёв.

В «Орлёнке» такое мероприятие организуют впервые. Первоначально планировалось провести обучение для 50 подростков, однако затем в программу включили 80 детей, приехавших в лагерь из пострадавшей от наводнения Иркутской области.

В ходе обучения педагоги компании «Кейс-игра» рассказывали о том, что такое финансы, как правильно распоряжаться личным и семейным бюджетом, как взаимодействовать с банками и госорганами. Все эти сложные темы дети изучали в игровой форме. Основной образовательный модуль «Азбука финансовой грамотности» для разных групп детей дополнялся играми «Моё кафе» и «Международная торговля», которые позволили подросткам попробовать себя в роли предпринимателей, а также коммуникативными боями. «Обучение по программе идёт через практику», — объясняет Денис Лозинг, директор «Кейс-игры» и руководитель направления дополнительного образования детей НЦФГ. — К примеру, во время одной из игр все участники разделились на команды — «домохозяйства», представители которых отвечают за пополнение бюджета, а также расходы. Одни идут «работать» на предприятия или в мэрию, другие покупают на ярмарке продукты питания, оплачивают коммунальные услуги. Таким образом дети могут на практике разобраться в особенностях взрослой жизни. Заодно, работая в командах, они приобретают метапредметные навыки, связанные с планированием, контролем и коммуникациями».

По словам Лозинга, прямой зависимости между успеваемостью ребёнка в школе и результатами в подобной образовательной программе нет. Многое зависит от социальной адаптации и общей эрудированности детей. При этом на старте практически все они имеют слабое представление о мире денег. «Судя по всему, в семьях с детьми редко обсуждают финансовые вопросы — ни как зарабатывать, ни как тратить, — комментирует Денис Лозинг. — В лучшем случае дети имеют деньги на карманные расходы, которые тратят по собственному усмотрению. Так что они получили много новой информации».

По словам одного из участников проекта Александра из Нижнеудинска, во время игры он осознал, насколько сложно даются деньги родителям, и это изменило его отношение к управлению личными финансами: «Главное — составить план на месяц, расписать траты на самое необходимое, а что останется — уже планировать тратить на развлечения».

Мероприятия, которые прошли в «Орлёнке» и в других лагерях, — всего лишь часть большого проекта. В ближайшее время сотрудники «Кейс-игры» запустят программу по обучению 800 вожатых из 15 субъектов федерации, которые летом 2020 года будут вести в лагерях кружки по финансовой грамотности и тематические смены. Кроме этого, в конце 2019 года начнётся Всероссийский чемпионат по финансовой грамотности, рассчитанный на детей и подростков.