Текст: Вера Колерова

Алексей Захаров начинал «Финик» в 2011 году вместе с братом Андреем, программистом по профессии. Вся техническая составляющая проекта была на нём. Брат также помог придумать название: сначала Алексей хотел назвать ресурс «Политика в зеркале экономики», но потом согласился, что лёгкое «Финик» подходит для интернета куда больше. Первоначально идея состояла в том, чтобы анализировать громкие заявления российских политиков на экономические темы. «Высказывания наших политиков не всегда достаточно ясны, чтобы не допускать разных интерпретаций», — объясняет Алексей Захаров. Раздел с анализом таких цитат и сегодня представлен на сайте. Кроме того, он собирался делиться своим опытом — рассказывать о том, что вынес из долгого периода работы в банках из Топ-10 в розничных направлениях, в том числе в ипотечном кредитовании, где имел возможность наблюдать за уловками мисселинга и разобраться в психологии процесса продаж финансовых продуктов: «Я убедился, что многие наши клиенты приобретают их, не вникая в условия, чётко увидел противоречия между финансовыми целями банка и потребностями клиентов».

Кроме опыта банковской работы, у Алексея Захарова есть и научный бэкграунд, а также склонность к письменному творчеству: у него много публикаций на экономические темы в научных журналах, а в период создания своего медиапроекта он как раз работал (в Волгоградском государственном университете) над диссертацией по экономической теории, которая была посвящена институциональному развитию банковской системы. «Получился интересный синтез, когда я в довольно лёгком публицистическом стиле делал посты на своём сайте, а параллельно — научным языком писал диссертацию», — говорит Алексей.

Продумывая идею сайта, Алексей Захаров скоро пришёл к мысли сделать не столько бенефис одного автора (для этого могла бы подойти страничка в соцсети), сколько открытый ресурс, где любой пользователь мог бы опубликовать (после премодерации) свою экспертную статью на финансовую тематику, оставить комментарий под другими материалами либо задать вопрос в специальной рубрике. Таким образом можно было создать сообщество профессионалов в сфере финансовой грамотности и экономики и просто интересующихся людей. В то время (2012 год) подобная интерактивность ресурса ещё выглядела вполне революционной идеей. Параллельно Алексей Захаров стал расширять контент на сайте, добавляя новые разделы. Интервью с профессионалами из финансовой сферы — от преподавателей Волгоградского государственного университета до трейдеров; раздел о финансовой грамотности и личных финансах, где публиковались экспертные статьи об ипотеке, кредитовании. Затем появилась рубрика «Вопрос — ответ» с разными запросами, как практическими, так и академическими, от рефинансирования ипотеки до тонкостей экономической теории (например, одного пользователя интересовала связь между уровнем безработицы в стране и процентной ставкой Центробанка).

Однако идея целиком полагаться на сторонний контент на сайте не сработала: всё-таки б<о’>льшую часть публикаций сделал сам Алексей Захаров. Причина в том, что на развитие ресурса и привлечение авторов нужно было тратить много времени, а для Автора этот проект оставался скорее своеобразным хобби. Мысли о монетизации ресурса вначале возникали, но для этого нужно было серьёзно работать над повышением посещаемости и вкладывать средства в продвижение. Пока Алексей Захаров избегает любой рекламы, хотя предложения от финансовых организаций были. Удовлетворение приносит интерес пользователей к его собственным публикациям: так, одними из самых читаемых на сайте стали его статьи о причинах падения российского ВВП, о парадоксах современной экономики и о вездесущем банковском мисселинге.

С момента появления «Финика» прошло уже восемь лет, но ситуация с финансовой грамотностью кардинально не изменилась, считает Алексей: «Когда мы запускались, в Волгоградской области только начинал реализовываться проект по повышению финансовой грамотности населения при активном участии Волгоградского государственного университета. Но и по сей день я сталкиваюсь с одними и теми же вопросами людей. Самый популярный запрос — стоит ли сейчас покупать рубль или доллар. Когда начинается падение рубля, все бегут покупать валюту, но уже слишком поздно. Такое поведение было характерно для россиян и в 2014 году, и в 2016-м, и в 2020-м. Казалось бы, всё здесь понятно: покупать нужно то, что снижается в цене. Но люди почему-то действуют иррационально. Вторая «красная» тема — космические уровни доходности, на которые настроены участники финансового рынка. Из своего опыта я понял, что финансовой грамотностью можно и нужно эффективно заниматься на государственном уровне и с помощью специализированных медиа, но главный стимул для людей — всё-таки личный опыт. Нужно взять ипотеку? Потребительский кредит? Уже возникли проблемы в этой сфере? Тогда человек, скорее всего, начнёт изучать науку личных финансов. Пока он не столкнётся со сложностями, в его отношении к финансовой сфере вряд ли что-то изменится. Вот где основная проблема».

Что касается личного опыта, то, по словам Алексея Захарова, ему ведение медиапроекта очень помогло «прокачать» писательские навыки, умение выражать мысли в письменном виде. Сейчас его работа не связана напрямую с финансами: он руководитель отдела продаж в строительной компании — ушёл и из науки, и из банковской сферы. Оставаться в курсе финансовых трендов ему помогает и «Финик», и работа на валютном рынкеФорекс», где Алексей Захаров активен в качестве трейдера уже больше двух лет. Через какое-то время он планирует сделать серию публикаций, посвящённых личному опыту в трейдинге, но для этого нужно ещё «набрать базу». «Я знаю, что к «Форексу» принято относиться скептически, и деятельность на нём часто называют не работой, а именно игрой, — признаёт Алексей Захаров. — Но если ты относишься к такой деятельности как к труду, а не азартной игре, то действуешь по строгой системе правил, требующей и знаний, и дисциплины, и психологической устойчивости. Через год–два у меня всё это уложится в голове, и мы, планируем открыть на «Финике» раздел, посвящённый трейдингу».