Константин Бочарский; все права защищены

Идея сервиса журналистских запросов пришла мне в голову, когда я работал редактором журнала «Секрет фирмы». По статистике, 70% времени при подготовке материала журналист тратит на сбор фактуры. Ему нужно найти экспертов, разослать письма с вопросами или созвониться с ними, рассказать о сути публикации, провести интервью, согласовать подготовленные комментарии. А затем ещё выслать ссылку на публикацию и поблагодарить экспертов за сотрудничество. Можно ли избавиться от этой рутины и сэкономить время — этим вопросом я и задался.

Так и появилась платформа для общения журналистов и экспертов Pressfeed, которая автоматизирует и упрощает весь процесс: журналист регистрируется на площадке, заполняет свой профиль и публикует запрос — зарегистрированные эксперты на него отвечают, журналист выбирает те ответы, которые ему подошли. Это особенно полезно, если журналисту нужны «новые лица», или необходимо за короткий срок собрать большое количество мнений — например, для обзора или аналитической статьи, или когда тема настолько редкая, что в собственной базе эксперта не найти. Большой плюс состоит в том, что комментарии, как правило, не банальны, и их не нужно дополнительно согласовывать со спикерами.

Приведу два примера того, как это работает при создании статей о личных финансах.

Плюсы и минусы банковских ячеек

Александра Козлова, в прошлом журналист «Комсомольской правды», опубликовала на сервисе 77 запросов, в ответ на которые ей прислали 636 комментариев! В опубликованных статьях появились только самые удачные ответы экспертов. Однажды она искала эксперта, который мог бы рассказать о плюсах и минусах банковских ячеек как способа хранения средств. Материал был посвящён громкому преступлению в Санкт-Петербурге: ограбили сейфовое хранилище банка, в результате чего пострадало более 120 клиентов. Вкладчики полгода ждали обещанной компенсации, однако банк не спешил возвращать им украденные деньги. Журналист хотел разобраться, почему люди вообще хранят средства в банковских ячейках, если в случае ЧП деньги по сути не застрахованы. На запрос ответили пять экспертов, один попал в публикацию.

На запросы по финансовой грамотности, планированию бюджета, потребительским советам приходит примерно 8–10 откликов от экспертов. Есть из чего выбирать

Александра Козлова, журналист

Инструменты инвестирования для простых граждан

Корреспондента «РИА Новости» Марию Воробьеву интересовали инструменты инвестирования для обычных граждан. В течение двух дней с момента публикации запроса она получила 17 комментариев от финансовых экспертов. Четыре ответа подошли для итоговой публикации: в статье спикеры обсуждали, куда вкладывают средства обычные жители России, которые не следят за трендами в инвестиционных инструментах. Среди экспертов оказались, к примеру, доцент кафедры «Регулирование деятельности финансовых институтов» факультета финансов и банковского дела РАНХиГС и руководитель управления аналитических исследований УК «Уралсиб».

Промежуточные итоги

Сейчас на Pressfeed зарегистрировано около 50 тыс. экспертов, представляющих самые разные рынки, отрасли, регионы, сферы деятельности. В том числе более 3 тыс. — это эксперты в сфере финансов.

Число зарегистрированных журналистов, пишущих на финансовые темы, в том числе о финансовой грамотности, — около 700 человек. Они работают в общественно-политических СМИ, в деловых медиа, в отраслевых изданиях. Только в 2018 году на сервисе было опубликовано более двух тысяч запросов, связанных с финансами, кредитами, курсом валют, банковскими вкладами и другими близкими темами. И количество таких запросов увеличивается с каждым годом, ведь финансовая грамотность — непростая для России тема, и интерес к ней вырос как раз за последние несколько лет.

Шеф-редактор делового интернет-журнала «Инвест-Форсайт» Константин Фрумкин лично опубликовал на нашей площадке 408 запросов — и получил в ответ на них 1349 питчей. В итоге 704 комментария были приняты и опубликованы в материалах издания. Так же поступают многие его коллеги. По словам Константина Фрумкина, с комментариями экспертов, найденных через Pressfeed, журналисты «Инвест-Форсайт» выпускают, пожалуй, каждый второй материал. С помощью сервиса изданию удаётся искать даже авторов полноценных текстов. Иногда такое сотрудничество бесплатно, хотя тексты потом и приходится дорабатывать редактору, а иногда — нет.

«Pressfeed — это итог тенденции «уберизации» в сфере медиа и пиара, — говорит Константин Фрумкин. — Это логично, что появилась платформа, на которой встречаются журналисты и эксперты. Первым нужны хорошие комментарии и разноплановые мнения, а вторым — продвижение своего имени в массы с помощью СМИ… На запросы по «хайповым» темам откликаются десятки экспертов, но чем сложнее тема, тем меньше желающих дать комментарий. Впрочем, тема финансовой грамотности сейчас довольно популярна.»

Запрос от журналиста «Комсомольской правды»
Публикация с комментариями экспертов
Запрос от журналиста «РИА Новости»
Публикация на «РИА Новости»

Как получать хорошие комментарии на свои запросы: 8 советов

По опыту работы нашей площадки дам несколько простых советов, как журналисту составить и опубликовать хороший запрос, чтобы быстро получить на него качественные и развёрнутые ответы. Я думаю, что в определенной мере они универсальны, многие из них имеет смысл применять и при прямом общении журналиста с экспертом — даже, например, при подготовке обычного письма по электронной почте.

  1. Делайте запрос с указанием СМИ, в котором выйдет статья. Бывает так, что журналист пишет для нескольких изданий сразу. В этом ничего зазорного, но важно соблюдать правила игры. Обойдёмся без сюрпризов: лучше честно внести все СМИ в список ресурсов и размещать запрос именно от того, в котором в итоге появится материал. Тогда эксперты будут сразу знать, для какого издания они готовят комментарий.
  2. Придумайте для запроса максимально информативный заголовок, тему сообщения. Давайте при этом конкретику: из заголовка запроса должно быть понятно, что за материал вы планируете написать и кого хотите видеть в качестве экспертов.
  3. Составьте вопросы, которые хотите задать экспертам, в основном тексте запроса. Представьте, какие вопросы вы задали бы, если бы позвонили эксперту. Пошагово опишите, какие именно аспекты темы вас интересуют. Требуйте конкретных примеров, если они вам нужны. Это поможет отсечь нерелевантных экспертов.
  4. Сразу укажите все требования к ответу эксперта. Например, желаемое количество знаков. Если вам обязательно нужна фотография эксперта — скажите об этом. Нужна статистика в цифрах — сразу просите их.
  5. Обязательно отмечайте отрасль, когда выкладывайте запрос. Некоторые пользователи-эксперты отслеживают запросы только по конкретной тематике и даже формируют подписки по темам. Поэтому, если вам нужен комментарий пресс-службы банка о количестве выданных кредитов, отметьте, что запрос относится к рубрике «Финансы».
  6. Если вы уже получили подходящий ответ, то закрывайте запрос до дедлайна. Случается так, что первые несколько ответов экспертов уже подходят для статьи — и больше комментарии не нужны. А запрос тем не менее продолжает висеть. Помните, что люди тратят своё время и отвлекают от работы начальство, чтобы подготовить дельный ответ. Пожалуйста, закрывайте запрос до дедлайна, если вы больше не нуждаетесь в ответах.
  7. Ищите конкретных экспертов из сферы финансов. Со временем у каждого журналиста появляются любимые эксперты. Через сервис можно предложить ответить на запрос не всем, а конкретным специалистам. Для этого нужно перейти на страницу запроса и нажать на кнопку «Найти экспертов для запроса». Затем ввести в поисковой строке ключевое слово — например, «финансы». Выберите из списка экспертов тех, кого вы хотите пригласить ответить на запрос, и нажмите кнопку «Отправить запрос экспертам». Эксперты, которым вы направили запрос, получат уведомление на сервисе, а также письмо на электронную почту. В письме будет сказано, что издание приглашает эксперта дать комментарий на тему запроса, журналист ждёт вашего ответа, а также будет указан дедлайн.
  8. Размещайте ссылку на статью после её публикации. Когда материал уже вышел, не забудьте дать на него ссылку в поле запроса. Так материал легче найти тем, кто в нем поучаствовал. Кстати, многие эксперты на Pressfeed отслеживают интересные статьи, запросы на которые они когда-то увидели. Поэтому, размещая ссылку, вы получите ещё и дополнительные просмотры, «шеры» и «лайки».