О подготовке к интервью

Ян Арт, главный редактор портала Finversia.ru, эксперт Комитета Государственной думы по финансовому рынку

На журналистов часто оказывают давление пресс-службы, когда предлагают прислать вопросы для спикеров заранее. Лично я и руководимое мною издание сопротивляемся этой практике, потому что интервью должно быть живой беседой, в которой по ходу дела возможны изменения сценария. Поэтому не соглашайтесь присылать вопросы: намечайте лишь темы беседы, оговаривая за собой право в случае необходимости в рамках темы раскрыть подробнее какой-либо аспект, которого изначально вы не предполагали.

Важный навык интервьюера — определённая доля «некомпетентности». Я имею в виду вот что. Зачастую в процессе интервью на финансовые темы у собеседников может возникнуть иллюзия, что они ведут профессиональный разговор «внутри рынка». Но ведь результат этой беседы должен быть понятен широкой аудитории. Поэтому журналисту нужно строить разговор так, будто он некомпетентен в теме — в той же степени, что и его читатель, обычный человек на улице.

Никогда не нужно бояться задать эксперту уточняющий вопрос. В моей практике была ситуация, когда я пошёл на интервью вместе со своим молодым коллегой, моим подчинённым. Во время беседы спикер употребил сложный термин, касающийся налоговой системы и мне непонятный. Краем глаза я увидел, как мой коллега в этот момент понимающе кивнул. Я переспросил собеседника, он разъяснил. После интервью я рассерженно спрашиваю у коллеги: «Зачем ты кивал? Неужели ты знаешь этот термин, которого я, кандидат экономических наук, не знаю?» И коллега объяснил: «Не знаю, но я не хотел выглядеть дураком». Ирония в том, что в этой ситуации журналист как раз выглядит дураком. Никогда не стесняйтесь переспрашивать! Расшифровка термина — это нормальное явление. Потому что ваш текст должен быть понятен даже неискушённому читателю.

О работе с экспертами

Марина Нестеренко, заместитель главного редактора журнала «Банковское дело»

Чтобы правильно организовать работу с экспертами, нужно для начала в принципе понимать, кто является экспертом на том или ином рынке. Ключевые эксперты по теме не всегда очевидны. Если мы пишем о защите прав потребителей, то всегда первым делом на ум приходят общества по защите прав потребителей. Понятно, что они работают, что эксперты там грамотные, они всё правильно объясняют. Но есть масса других организаций и спикеров, которые не менее доходчиво и понятно, в интересах тех же самых потребителей, изложат свою точку зрения. Например, общественные организации, в которых в том числе есть и финансовые омбудсмены.

Чтобы выстроить работу с экспертами, нужно уметь поставить правильный вопрос. У фантаста Рэя Брэдбери есть замечательный рассказ. Где-то во Вселенной есть «ответчик», который знает ответы на все вопросы мироздания. Просто нужно правильно задать во прос. Но все люди и инопланетные существа, приходящие к «ответчику», уходят от него, так и не получив ответа на волнующие их вопросы. Почему? Потому что вопросы ставят некорректно. Прежде чем обращаться к эксперту, нужно составить для себя список вопросов, на которые вы хотите получить ответы. Иногда полезно столкнуть две точки зрения. Потому что не всегда потребитель, интересы которого мы должны защищать, прав. Есть права и у противоположной стороны. Необходимо понимать, в какой части нужно защищать потребителя, а когда — в том числе интересы противоположной стороны. Не зря говорят, что в споре рождается истина: нужно, по сути, создать в публикации тот самый спор, чтобы истина родилась. И, безусловно, работая с экспертами, нужно с большим уважением относиться к той информации, которую они дают. Её нельзя интерпретировать так, как вам хочется. Это должно быть мнение эксперта, а не то, как вы понимаете это мнение.

Об ответственности журналиста за публикуемую информацию

Юлия Полякова, финансовый обозреватель газеты «КоммерсантЪ»

Журналист несёт ответственность за содержание своей статьи, как и издание, её опубликовавшее. Об этом вы всегда должны помнить, когда готовите публикацию. На вас лежит серьёзная финансовая ответственность, не говоря уже о репутационной. Поэтому не ленитесь ссылаться на источники, даже если это не украшает текст. Если вы узнали что-то из неофициального источника, всё равно упомяните об этом. Желательно, чтобы таких неофициальных источников было минимум два, а лучше три. Причём источники должны быть проверенные, за которыми действительно стоит некая база знаний. Не поленитесь, напишите: вот эта информация с сайта Минфина, это звучало в законопроекте, который опубликован на сайте Госдумы такого-то числа, вот это было в документе, копия которого имеется в распоряжении редакции. Такие ссылки придуманы не для того, чтобы сделать статью более «некрасивой», а чтобы журналист и издание сняли с себя юридические риски. Если вы идёте на официальное интервью с каким-то важным человеком, понятно, что текст вы потом согласуете, что человек потом может изменить цитаты. Но диктофонную запись всё равно не удаляйте. Это ваша защита — как ремни безопасности в машине.

О работе с открытыми источниками информации

Анастасия Скогорева, финансовый обозреватель

Развитие интернета сотворило чудо: открытых источников информации стало очень много. Но тут возникает проблема — как их дифференцировать, как отделять зёрна от плевел? Ты забиваешь в поисковой строке браузера интересующую тебя тему — и на тебя вываливается куча сайтов. Многие из них содержат непроверенную или искажённую информацию.

Что бы я могла посоветовать, опираясь на личный опыт? Конечно, нужно пользоваться сайтами Минфина, ЦБ, Росстата и других ведомств. Хотя бы потому, что на них можно почерпнуть интересные статистические данные. Прежде чем начать доверять какому-либо неофициальному сайту, необходимо его какое-то время отслеживать, чтобы не попасть в ситуацию, когда вы просто взяли какую-то непроверенную информацию, а потом выяснилось, что сайт либо изначально был создан с целями дезинформации, либо перепостил сведения без перепроверки. Лично я, если вижу какую-то новость, во-первых, всегда стараюсь проверить её в других открытых источниках, а во-вторых, стараюсь понять, насколько она релевантна ситуации и где первоисточник. Докапываться удаётся, хотя и не всегда. Это требует от журналиста лишнего времени, но уберегает от ошибок.