Журналу «Дружи с финансами» исполнился год. Самое время подвести первые итоги и вспомнить, как всё начиналось. В 2017–2018 годах в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации» по всей стране проводились просветительские семинары для журналистов, пишущих на тему экономики и личных финансов. Коллеги в регионах принимали эти семинары очень тепло (и до сих пор приглашают нас в гости). Помню, после одного из них кто-то из журналистов сказал, что такой диалог между экспертами и представителями СМИ хорошо бы сделать постоянным и вовлечь в него более широкую аудиторию — учителей, методистов, консультантов, которые занимаются финансовым просвещением на местах. Это и послужило отправной точкой. Мы сделали журнал, призванный стать площадкой для подобного диалога.

В беседах с читателями мы ещё раз убедились, что для любой публикации о личных финансах лучший «заход» в тему — через истории реальных людей.

Разумеется, диалог — двусторонняя коммуникация по определению. Поэтому очень важным направлением нашей работы с самого начала стало получение обратной связи — и не только в виде вымирающего жанра «писем в редакцию». С момента выхода первого номера мы провели более двух тысяч телефонных бесед с нашими читателями в разных регионах. Мы спрашивали их о восприятии журнала, о темах, на которые они рекомендуют обратить внимание при подготовке очередного номера, об их редакционной «кухне» и о ситуации с финансовой грамотностью. Эти беседы укрепили нас в мысли, что журнал нужен, тема личных финансов востребована, недостаток информации об управлении личными финансами в стране значителен. При этом в каждом регионе — свои болевые точки и своя специфика.

Владимир Фролов, партнёр коммуникационного агентства «Р.И.М.», автор идеи и учредитель журнала

Наши читатели считают, что в стране до сих пор не сложилась культура правильного обращения с финансами. Нужно обучать людей, чтобы они планировали доходы и расходы, становились рациональными потребителями. Писать об этом снова и снова. Небольшим региональным редакциям, где освещением всего спектра тем занимается всего один или несколько журналистов, которые зачастую разбираются в финансах лишь на бытовом уровне, наш журнал предлагает для перепечатки и адаптации все публикуемые материалы. Редакциям покрупнее, где есть журналисты, специализирующиеся на финансовых вопросах, наши эксперты подсказывают в рубрике «Редакционная летучка» актуальные темы для собственных публикаций и готовят подробные досье.

С самого начала мы хотели сделать «Дружи с финансами» для наших читателей (они же — пользователи) каналом доступа к экспертам федерального уровня. Наша аудитория подтвердила верность такого подхода. Как отметил один из читателей, в регионах есть проблема с экспертами: источником информации на местном уровне выступают представители финансовой сферы, круг которых зачастую очень ограничен, поэтому взгляд на многие проблемы получается однобоким.

В беседах с читателями мы ещё раз убедились, что для любой публикации о личных финансах лучший «заход» в тему — через истории реальных людей, с именами и с подробностями «места и образа действия». Личный опыт, лайфхаки, советы о том, как лучше поступать в тех или иных узнаваемых житейских ситуациях, связанных с финансами, — всё это вызывает живейший интерес аудитории и формирует доверие к изданию. Круг наиболее интересующих тем, что вполне предсказуемо, выглядит так: финансовое мошенничество (включая «пирамиды») и способы защиты от него, микрофинансовые организации, возможности защитить и приумножить свои накопления. Значительный отклик у читательской и пишущей аудитории нашего издания находит тема детской финансовой грамотности.

Есть и неожиданные для нас моменты. Услышав название журнала, в некоторых редакциях нас пытаются переадресовать к бухгалтеру, и нам приходится объяснять, что подписка бесплатна. Это, кстати, тоже один из стереотипов восприятия темы управления деньгами: большинство людей считают, что заниматься этим должны специалисты. С этим не поспоришь, как и с тем, что, когда речь заходит о том, как распорядиться содержимым собственного кошелька, специалистом должен стать сам его обладатель.

Мы сделали журнал, призванный стать площадкой для диалога между экспертами, представителями СМИ, а также учителями, методистами, консультантами, которые занимаются финансовым просвещением на местах.

Нам важна обратная связь, ваши жизненные поучительные истории — не только со счастливым концом — о том, как наши граждане управляются со своими деньгами. Мы благодарим вас за совместную работу, интересные идеи, за конструктивную критику и надеемся на плодотворное сотрудничество в будущем. Журнал выходит в декабре, и мы не только подводим итоги года прошедшего, но и желаем успехов в новом году и благосостояния нашим и вашим читателям!

Отзывы коллег

Любовь Лаврова,
главный редактор газеты «Томское предместье» (Томск):

Список тем, освещаемых в журнале «Дружи с финансами», смотрится порой достаточно глобально, особенно для маленькой газеты вроде нашей. Было бы интересно читать подлинные истории реальных людей — обязательно с фамилиями, именами, личными фотографиями. Когда этого нет, истории кажутся выдуманными. В нашей газете наибольший интерес читателей вызывают публикации о различных мошеннических схемах и пирамидах.

Наталия Антонюк,
главный редактор газеты «Наше время» (Ивановская область):

Посмотрела журнал, очень понравилось оформление и наличие множества полезных рубрик. Материал про кибербезопасность у вас дан интереснее, чем мы сделали в сотрудничестве с Ивановским отделением Банка России. Понравилась рубрика «Практикум» с полезными советами про «подушку безопасности». Рубрика «Мастер-класс» — отличная!

Сергей Ванеев,
главный редактор газеты «Знамя» (г. Узловая, Тульская область):

Журнал понравился, очень полезный. И так понятно написано, что даже бабушка поймёт. В нашей редакции всего три сотрудника, и они разбираются в финансах только на бытовом уровне. Поэтому для нас ваш журнал особенно важен, чтобы быть в курсе темы финансовой грамотности.

Иван Старенков,
главный редактор общественнополитической газеты «Беловские зори» (Беловский район, Курская область):

У вашего журнала есть чему поучиться, есть что из него извлечь. Широкая география публикаций. Лёгкая, интересная подача, казалось бы, сложных материалов. Профессионально. Ново. Наглядно. Просто. Убедительно… Молодцы!

Гульнара Тагирова,
главный редактор газеты «Моя Воркута — Наша газета» (Воркута):

Понравилась сама идея журнала для журналистов. Тема финансовой грамотности — сложная и объёмная, особенно для редакций вроде нашей, поскольку мы стремимся дать максимальный тематический охват. И ваш журнал позволяет нам прочувствовать вектор — о чём именно из сферы финансов стоит рассказать читателю. Понравилась инфографика по основным категориям относительно уровней зарплат в разных сферах. Мы обычно это делаем, но в гораздо более скучном виде, а прочитав журнал, поняли, что это можно делать иначе. Отметили также статью про свободные лицензии — слышала об этом, но впервые вижу понятный и простой материал.

Константин Карапетян,
главный редактор информационного агентства и газеты «Городские вести» (Волгоград):

Насладился визуализацией, свежий взгляд в дизайне, всё наглядно с инфографикой, в своём стиле. Приятная вёрстка. Честно скажу, что из-за напряжённого рабочего ритма особенно глубоко не вчитывался — хватался за заголовки. Но уже по ним понятно, что темы, которые поднимаются, близки каждому россиянину, вне зависимости от профессии. Общее впечатление очень хорошее.