Cамозанятые нынче в тренде: о них говорят и пишут в СМИ на 28% чаще, чем год назад, когда специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход» только вводился и шла кампания по информированию. В начале 2020 года зарегистрировавшихся в статусе самозанятых стало более 330 тыс. человек, а к четырём пилотным регионам было добавлено ещё 19. Напомним, что применять этот специальный налоговый режим имеют право физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, которые самостоятельно производят товары или предоставляют услуги, не имеют наёмных работников и доход которых не превышает в календарном году 2,4 млн рублей. Налоговая ставка для них составляет 4% на доходы, получаемые от физических лиц, и 6% — от юридических лиц и ИП. Всего же граждан, которые получают доходы не по трудовому договору, в России около 25 млн: такую оценку давала ФНС несколько лет назад. Так что тема самозанятости потенциально затрагивает очень многих.

«Квартирный вопрос» всегда имел большой вес в российских публикациях, но в последние месяцы частота употребления слова «ипотека» возросла на 53% по сравнению с прошлым годом. Об ипотеке много писали в связи со снижением средней ставки до исторически минимальных для России значений. По данным Банка России, в декабре 2019 года она составила 9% годовых. Другой повод — старт в январе 2020 года программы льготной сельской ипотеки, инициированной Минсельхозом России. Это одна из мер, предусмотренных госпрограммой по комплексному развитию сельских территорий, которая ставит своей целью довести уровень обеспечения сельских жителей комфортным жильём до 50%. Ставка по сельской ипотеке будет субсидироваться и не превысит 3%. При этом субъекты федерации имеют возможность дополнительно субсидировать ставку и снизить её до 0,1%. Обращала пресса внимание и на тревожные сигналы: по данным бюро кредитных историй «Эквифакс», объём просроченной задолженности по ипотечным кредитам в конце 2019 года вырос на 12% по сравнению с аналогичным периодом 2018-го. Самые проблемные регионы по этому показателю — республики Ингушетия, Алтай и Карачаево-Черкесия.

Микрофинансовые организации продолжают стоически выдерживать вал негативно окрашенных публикаций в СМИ и давление регулятора — Банка России. В дополнение к ограничению процентной ставки по «быстрым» кредитам (не более 1% в день, то есть максимально 365% годовых) с 1 января 2020 года вступило в силу положение о том, что предельный размер процентов и неустоек отныне не может превышать сумму долга более чем в полтора раза. То есть получение микрозайма в 10 тыс. рублей и непогашение его в срок в худшем случае грозит гражданину обязательствами не более чем в 25 тыс. После достижения этого значения «счётчик» выключается. Кроме того, МФО больше не имеют права брать в обеспечение микрозайма недвижимость заёмщика.

При всём этом бизнес у микрофинансовых организаций идёт неплохо. Средний размер выдаваемых микрозаймов в России вырос за прошлый год с 11,5 тыс. до 14 тыс. рублей и достиг исторического максимума, объём выдаваемых кредитов увеличился на 25%.
Всплеск упоминаний в СМИ микрофинансовых организаций в начале года отчасти был вызван и выступлением руководителя фракции ЛДПР в Государственной думе Владимира Жириновского, неожиданно предложившего списать долги россиян по микрозаймам.
В целом же о микрофинансовых организациях российские СМИ упоминали на 31% чаще, чем год назад.

Методика мониторинга

В этой постоянной рубрике журнал «Дружи с финансами» анализирует российское медиаполе с точки зрения частоты употребления за указанный период слов, имеющих отношение к финансовой грамотности и личным финансам.

Частотный анализ предоставлен информационным партнёром рубрики — компанией «Медиалогия». Исследование проводится по всем российским печатным СМИ и интернет-ресурсам общественно-политической и финансовой тематики. Данные сравниваются с аналогичным периодом прошлого года. Мониторинг ведётся более чем по сорока словам и словосочетаниям, но для публикации отбираются те из них, которые продемонстрировали наибольшую динамику изменения своего присутствия в информационном поле.

Как читать данные
— В кружках указаны слова, по которым проводился частотный анализ в публикациях СМИ за указанный период.
— Крупная цифра на плашке соответствует частоте использования слова в публикации СМИ за период.
— Цифра со знаком плюс или минус на маленькой плашке другого цвета показывает, насколько изменилась частота использования слова по сравнению с аналогичным периодом год назад в процентах.

О чём рассказывает мониторинг

Значительное изменение частоты употребления слова относительно уровня периода сравнения сигнализирует о смещении фокуса внимания СМИ и общества. Как правило, это происходит под влиянием тех или иных информационных поводов. Мониторинг журнала «Дружи с финансами» позволяет измерить это смещение и изменение в информационной повестке количественно.