Текст: Вера Колерова

Лагерь — идеальное место, чтобы смоделировать с детьми разные жизненные ситуации, позволить им ошибаться и учиться на своих ошибках в безопасных условиях. Так считают в компании «ПАКК», которая в 2016 году начала разрабатывать программу мероприятий по финансовой грамотности для старшеклассников в детском лагере. «Многие стали понимать, что лагеря — это история не только про отдых, — говорит гендиректор ПАКК Вадим Финогенов. — Всё больше организаторов и родителей ищут возможность совместить отдых с образованием в рамках тематических смен».

По словам Екатерины Лавреновой, советника директора проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации» по образовательным вопросам, детские центры в лагерях, где проводится обучение, объединяют в себе множество форматов занятий с детьми. Это и самые различные игры — деловые, имитационно-ролевые, настольные и станционные, это и тренинги, проектная деятельность ребят. «В детских центрах есть, конечно, свой регламент и правила «жизни», но они позволяют эффективно использовать время детей, — подчёркивает Екатерина. — Отсутствие жёстких содержательных рамок, которые существуют в школе, позволяет придумывать новые, интересные жизненные задачи и сюжеты финансовых игр, а наличие достаточного пространства даёт возможность большому числу детей и взрослых, среди которых вожатые и родители, одновременно участвовать в мероприятиях». По мнению Лавреновой, если подросток «проживёт» такой опыт игры, то он точно усвоит разумные модели финансового поведения.

Краткий курс взрослой жизни

Одним из первых крупнейших опытов проведения финансовых игр в лагере стал организованный компанией «ПАКК» подмосковный всероссийский финансовый лагерь для старшеклассников из 22 регионов. Участие было бесплатным, но отбор — действительно жёстким: из 900 школьников выбрали 36 наиболее мотивированных.
Программа получилась насыщенной. «В какой-то момент нам даже пришлось упростить её, потому что дети сильно уставали, — вспоминает Вадим Финогенов. — К тому же это было очень тяжело для организаторов: с утра до вечера нужно было работать с детьми, спали по пять часов и совершенно вымотались. Но эмоциональный заряд получили все».

Программа состояла наполовину из обучения, наполовину из развлечений. В общих словах, это был «краткий курс взрослой жизни», который затрагивал различные темы, связанные с деньгами. От простых вопросов — что такое деньги и не стоит ли трижды подумать, прежде чем купить дорогой телефон, который тебе не по карману, — и до постановки глобальных жизненных целей: «Копить деньги на собственное жильё или взять ипотеку?» Новая финансовая реальность: такие вопросы, о которых предыдущие поколения задумывались ближе к тридцати, сегодня имеет смысл обсуждать с детьми. Уделили внимание и темам кредитования, сбережения и финансовых рисков. Программа включала практические тренинги на постановку целей — например, как пройти собеседование у работодателя. Участники учились писать резюме, а после беседы с «рекрутёром» делали разбор и с удивлением узнавали о себе новые вещи — понимали, что не всё так просто, как они думали. Игровая часть включала и финансовые квесты, и игры по станциям. По сценарию одной из игр старшеклассники должны были избежать «долговой ямы», выплачивая кредит.

Вадим Финогенов

Лагерь — идеальное место, чтобы смоделировать с детьми разные жизненные ситуации, позволить им ошибаться и учиться на своих ошибках в безопасных условиях

Вадим Финогенов гендиректор ПАКК

«Программа получилась более или менее полной, — говорит Финогенов. — Все навыки ведения личных финансов невозможно сформировать за две недели, но познакомить с базовыми понятиями совершенно точно можно».

Опыт проведения лагерей ПАКК стали активно использовать в регионах как государственные, так и коммерческие лагеря. Подобный формат обучения финансовой грамотности востребован, уверен гендиректор компании. Растёт количество участников процесса.

Основные трудности развития формата, по мнению руководителя проектов по финансовой грамотности ПАКК Светланы Ершовой, — это его непривычность и нехватка предметно подготовленных педагогов. «Но наш опыт показал, что есть много людей, готовых учиться и развиваться», — отмечает Ершова. В прошлом году ПАКК организовала обучение педагогов и организаторов детского отдыха, в котором приняли участие 176 человек из 50 регионов России: они учились именно тому, как преобразовать привычный обучающий процесс в интерактивные занятия, способные увлечь ребёнка.

Как рассказывает Виктория Туренок, эксперт по финансовой грамотности и игровым форматам обучения, педагоги натолкнули компанию на мысль разработать и другую подобную программу — для пришкольных лагерей, где могли бы обучаться учащиеся 5–8 классов. «Они, как и старшеклассники, только начинают разбираться в финансовых отношениях, — рассказывает Туренок. — Расставляют приоритеты при расходовании своих карманных денег, совершают самостоятельные покупки в интернете, начинают пользоваться электронными кошельками. А у самих педагогов нет времени и опыта, чтобы адаптировать сценарии программы для более младших школьников. Мы сделаем программу, построенную по принципу модульности и состоящую из нескольких вариантов развития сценария. Из них каждый педагог сможет собрать свой «конструктор» — программу обучения. Модульность программы позволит не только сделать полноценную смену по финансовой грамотности, но и внедрить отдельные мероприятия в любую иную программу лагеря».

Денис Лозинг, директор компании «КейсИгра», рассказал, что его компания активно разрабатывает подобные игры для детских оздоровительных лагерей. В её арсенале — кейс-игра «Азбука финансовой грамотности». Участники игры делятся на команды — «семьи», каждая из которых имеет свою «легенду» (состав семьи, доходы, сбережения, жильё). Командам нужно рассчитать семейный бюджет, траты на продукты, коммунальные платежи, налоги. Цель — научиться отвечать по всем финансовым обязательствам и увеличить благосостояние семьи. На втором витке игры ребята могут стать владельцами предприятий и научиться основам предпринимательства. «Для многих детей становится откровением, что у родителей есть и другие расходы, кроме продуктов и вещей», — говорит Лозинг. «Азбука финансовой грамотности» была опробована в Кочубеевском летнем лагере на Ставрополье и в Алтайском крае, а в этом году планируется провести такую смену в «Орлёнке» (Краснодарский край). Судя по отзывам самих школьников, поначалу игра показалась сложной (в процессе требовалось заполнить много бумажек), но постепенно они втянулись и почувствовали «финансовый азарт».

Екатерина Лавренова

В детских центрах есть, конечно, свой регламент и правила «жизни», но они позволяют эффективно использовать время детей

Екатерина Лавренова советник директора проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации» по образовательным вопросам

Опыт Волгограда

В регионах финансовые «модули» в лагерях широко практикуются уже несколько лет, и здесь организаторы используют как «федеральные» программы и курсы, так и разработанные самостоятельно, подключая фантазию и придумывая свои «фишки».

Как рассказывает Ольга Андреева, консультант по образовательным мероприятиям Программы по повышению финансовой грамотности на территории Волгоградской области, здесь разработали свой курс для летних и пришкольных лагерей, рассчитанный на 16 часов. «Это скорее мотивационная программа, — говорит Андреева. — Она даёт детям представления об основах финансовой грамотности, но без углубления. Мы делали такую программу, чтобы дети могли заниматься и на природе. Но если речь идёт о пришкольном лагере, то в этом формате мы предлагаем использовать рабочие тетради».

Светлана Ершова

Наш опыт показал, что есть много людей, готовых учиться и развиваться

Светлана Ершова руководитель проектов по финансовой грамотности ПАКК

Это многоэтапная игра, рассчитанная на детей от 11 до 15 лет. Интересно, что на первом этапе все дети проходят тест, по итогам которого отбираются те, у кого изначально более высокий уровень представлений о финансах, — и из этой когорты назначаются «проводники» в игре — «налоговые инспектора», «сотрудники банка», «таможенники». Они одновременно и играют, и помогают ребятам помладше проходить этапы. Чтобы финансовые занятия были увлекательными, придумали красочную карту воображаемой страны «Фингрия», по которой ребята «путешествуют». А в конце занятий они подходят к «дереву рефлексии» — «Фингруму», на котором развешивают листочки с обозначением своих успехов или новых навыков.

«Ребят подросткового возраста трудно чем-то увлечь, но у нас получилось», — говорит Андреева. Эта игра только пробуждает интерес к финансам — а вот осенью, когда дети приходят в школу, они могут пойти на факультатив по финансовой грамотности, уже понимая, о чём идёт речь, и продолжить изучение этой темы на протяжении всего учебного года.

В 2017 году в Волгоградской области по программе обучения финансовой грамотности работало 130 детских лагерей; сегодня в таких лагерях основам финансовой грамотности обучаются около двух тысяч детей в год. «Мы много раз презентовали свою программу «путешествий по стране Фингрия» коллегам из других регионов, — рассказывает Ольга Андреева. — В том числе в Архангельской области и Алтайском крае. Однако сегодня именно у нас по сравнению с другими регионами самая широкая реализация программы: ежегодно в ней участвует 130 учреждений. Присоединяются и частные образовательные учреждения — сами приглашают преподавателей, обучают их по своей программе, водят детей на экскурсии — например, в банки. Многие педагоги используют лишь фрагменты нашей обучающей программы и проводят по одному–два мероприятия в школе».

По словам Андреевой, удалось получить хорошую обратную связь от детей и родителей. Последние сообщают, что дети стали более ответственно относиться к деньгам и понимать, что такое «экономить семейный бюджет», а главное — начали задавать правильные вопросы в области личных финансов. «Дети выходят на диалог с родителями, и очень хорошо, что у них есть возможность сконцентрироваться на теме финансов именно летом, когда они не перегружены физикой и математикой, — говорит Андреева. — Ещё один эффект: дети начинают транслировать свои знания на других членов семьи, и таким образом мы можем достучаться и до взрослых».

Виктория Туренок

Модульность программы позволит не только сделать полноценную смену по финансовой грамотности, но и внедрить отдельные мероприятия в любую иную программу лагеря

Виктория Туренок эксперт по финансовой грамотности и игровым форматам обучения

От Калининграда до Алтая

Финансовую игру «Путешествие по стране Фингрия» хорошо знают и в Ставропольском крае. Как рассказала Надежда Герасименко, координатор проекта «Повышение финансовой грамотности населения», в 2017 году в Ставропольском краевом институте повышения квалификации и переподготовки работников образования прошли курсы для преподавателей — работников летней смены: их обучали как раз по материалам «Фингрии». Но в работу включились и местные эксперты. Например, преподаватель Северокавказского федерального университета Виктория Макарьева разработала несколько собственных детских игр и интерактивов на тему финансовой грамотности. «В 2019 году мы хотим провести с этим экспертом цикл мероприятий в детских лагерях», — говорит Герасименко. Финансовые игры и занятия в детских лагерях на Ставрополье начались давно: ещё в 2016 году там прошли командные турниры по настольной игре «Не в деньгах счастье», а в 2017-м — кейс-игра «Азбука финансов», организованная экспертами и игротехниками из Санкт-Петербурга.

В Алтайском крае занятия по финансовой грамотности с детьми проводятся в нескольких форматах, рассказывает Татьяна Ярышева, координатор работ по реализации Программы повышения финансовой грамотности в этом регионе. На базе краевого летнего оздоровительного лагеря «Юность» ежегодно проходит массовая профильная смена по финансовой грамотности. В ней участвуют все дети и все педагоги и воспитатели — около тысячи человек. В основу смены легла игра «Азбука финансовой грамотности», разработанная компанией «Кейс-игра».

Денис Лозинг

Для многих детей становится откровением, что у родителей есть и другие расходы, кроме продуктов и вещей

Денис Лозинг директор компании «КейсИгра»

Чуть менее масштабные игры проходят как тематические мероприятия в рамках летних смен. Это игра «Не в деньгах счастье», а также разработанная в регионе игра «Фондовая биржа» и прочие. «Это не ликбез и не традиционные уроки, — подчёркивает Ярышева. — Это игровые мероприятия. Последний раз мы проводили их под открытым небом: светило солнце, было тепло, и дети играли с особенным удовольствием».

И, наконец, для детей помладше, буквально с 1–2 классов, в Алтайском крае проводятся занятия по финансовой грамотности в пришкольных лагерях. Первоклашек возят даже на экскурсии в банки — но не рассказывать о кредитах и депозитах (рановато будет), а показать, как устроен банкомат, как пользоваться картой и мобильными приложениями, а ещё — продемонстрировать признаки подлинности банкнот (непременно с рассматриванием образцов через специальные лупы).

Ольга Андреева

Ребят подросткового возраста трудно чем-то увлечь, но у нас получилось

Ольга Андреева консультант по образовательным мероприятиям

Ну а для старшей аудитории — подростков, получающих среднее образование, — в Алтайском крае на базе Бийского государственного колледжа уже несколько лет организуется летняя финансово-экономическая школа.

По словам Татьяны Ярышевой, в крае сформирован педагогический кадровый ресурс для проведения подобных мероприятий: уже почти полторы тысячи педагогов обучились методике преподавания программ финансовой грамотности. Курс реализуется в половине алтайских школ (а их в крае более тысячи), а также во всех организациях среднего профессионального образования и даже в центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, — где-то как элективный курс, где-то в формате кружков и клубов финансовой грамотности, а где-то элементы курса внедряются в учебные программы обществознания, математики и других предметов. Так что летом в лагеря привлекаются уже опытные и подкованные педагоги. Помогают и волонтёрские отряды школьников. Волонтёры выступают в роли игротехников и модераторов в играх. «По сути, дети обучают детей, — говорит Ярышева. — Такое взаимодействие даёт заметные результаты и позволяет вовлечь в процесс новых участников».

Финансовые игры в лагерях имеют профориентационный уклон

В Калининградской области большое внимание уделили вопросам финансовой безопасности: этой теме было посвящено мероприятие на Дне финансовой грамотности, который местный центр финансовой грамотности организовал в летнем оздоровительном лагере «Алые паруса» на Куршской косе. Старшим школьникам рассказали о схемах, которые мошенники используют при платежах в интернете, а потом разговор плавно свернул на блокчейн и криптовалюты. А младшие школьники тем временем играли в простые финансовые станционные игры. Другая находка Калининграда — смена «Школа инноваторов» и курс «Мой бизнес» (восьмичасовой экспресс-модуль), где ребята учились «продавать» результаты своего технического творчества. Эти мероприятия проводились в летнем лагере «Юниквант», организованном калининградским «Кванториумом». Как выясняется, ничто не мешает уже в 12 лет не только изобретать, но и продавать свой проект.

Даже первоклассники должны знать признаки подлинности купюр.

В Саратовской области прекрасно совместили отдых на природе и изучение финансовых вопросов: в 2017 году там проводился «Fin-day на Кумысной поляне» в летнем лагере «Берёзка» (Кумысная поляна — природный парк, примыкающий к западному пригороду Саратова). Участники от 13 до 23 лет должны были досконально разобраться в том, что такое платёжные услуги, кредитная и дебетовая карта, банковский депозит и счёт. Развернуться было где: на центральной аллее лагеря на площади в 300 кв. метров для проведения финансового квеста организовали пять станций на расстоянии 12 метров друг от друга. Всего в квесте и финансовой викторине участвовало 127 человек.

Хорошо, когда игры проводят волонтёры-школьники: ровесникам легче понять друг друга.

Некоторые регионы только недавно поймали «волну» летних финансовых игр. Например, в Томской области в прошлом году впервые на базе детского лагеря прошла профильная смена по финансовой грамотности, организованная региональным центром по финансовой грамотности для 35 ребят — активных участников финансовых мероприятий. По рассказам организаторов, школьников на семь дней погрузили в «новую реальность», в которой они учились планировать личные финансы. Как прокомментировала одна из участниц летней смены, подросткам сейчас особенно важно уметь грамотно распоряжаться личными финансами, поскольку в летнее время многие находят подработку, и собственные деньги у них появляются довольно рано.

Кстати, здесь тоже наблюдалось пересечение с профориентационной методикой: подростки ближе знакомились с разными профессиями и в зависимости от темперамента могли скромно заниматься оригами или что-то продавать.

Что ж, мы имеем все шансы получить новое поколение, которое уже не побежит бездумно за кредитом на «последний “Айфон”» и будет гораздо раньше, чем это принято сейчас, ставить перед собой личные финансовые цели и следовать им. Но вот родителям таких «умников» придётся привыкать к тому, что любимое чадо будет то и дело пытаться поучить старших жизни.

Надежда Герасименко

в 2017 году в Ставропольском краевом институте повышения квалификации и переподготовки работников образования прошли курсы для преподавателей — работников летней смены

Надежда Герасименко координатор проекта «Повышение финансовой грамотности населения»