Текст: Наталья Ульянова

У появления семейного фестиваля было сразу несколько предпосылок. С одной стороны, экономически активная часть населения страны не находится в центре внимания Проекта Минфина, который ориентирован прежде всего на социально уязвимые группы населения. Однако, экономически активное большинство неоднородно и имеет разный уровень финансовой подготовки. С другой, есть и ещё одна проблема: скорость изменений, происходящих на рынке финансовых услуг (что прежде всего является следствием развития информационных технологий) — приводит к быстрому устареванию знаний. При этом работающие граждане имеют ограниченное количество свободного времени, и, как правило, предпочитают его тратить скорее на отдых в семейном кругу, чем на повышение уровня знаний о личных и семейных финансах. Как бы то ни было, очевидно, что «беспроблемное» большинство, если не обращать на него внимания, рано или поздно может столкнуться с гигантскими проблемами — и события пандемии впервые и очень остро показали, насколько быстро могут наступить нежелательные перемены. Семейный финансовый фестиваль, впервые проведённый в Москве в 2017 году, стал проектом, который должен был привлечь внимание к вопросам финансовой грамотности самого широкого круга участников.

По-семейному

По словам партнёра коммуникационного агентства «Р.И.М.» и одного из идеологов семейных финансовых фестивалей Владимира Фролова, идея проведения мероприятий, рассчитанных на всю семью, родилась не сразу: формат был выбран как оптимальный в результате многочисленных мозговых штурмов. «В конце 2016 года, — рассказывает он, — когда мы вместе с командой агентства обсуждали, в какие новые формы можно было бы облечь мероприятия в рамках Проекта Минфина России по повышению финансовой грамотности населения, возникла идея провести массовое мероприятие на улице. В дальнейшем идея была плавно «перенесена» в помещение, однако критерий массовости остался. Вскоре нашлась и форма — фестиваля. И, наконец, мы с коллегами сформулировали то главное, что стало основой этого мероприятия – создание атмосферы, необходимой для нормальной семейной работы по получению финансовых знаний».

Первый фестиваль прошёл в апреле 2017 года в Культурном центре ЗИЛ в Москве. Пространство было спланировано по принципу жилого дома, в котором каждая «комната» (прихожая, мастерская, детская, гостиная, библиотека, кухня, двор) должна была быть связана с определённой активностью и ограничена заданной темой. Воодушевлённые собственной идей, организаторы первого фестиваля, профинансировали его полностью из собственных средств. Представителям Минфина России, посетившим мероприятие, пилотный проект понравился, и в дальнейшем фестивали проходили уже при поддержке министерства.

Всего за последние три года было проведено восемь семейных финансовых фестивалей. Последние два (в июне и октябре-ноябре  2020 года) по причине пандемии был перенесены в онлайн. Несмотря на некоторые ограничения, которые накладывало дистанционное участие, онлайн-формат обеспечил намного больший охват аудитории, благодаря чему мероприятия впервые удалось провести как по-настоящему всероссийские.

Если прообразом первого фестиваля был дом, то локациями последних двух стала инфраструктура города, в котором организаторы разместили школу, офис, кинотеатр, университет, парк развлечений, мастерскую, технопарк и даже посольство. Всего было задействовано более 15 образовательных и игровых зон, при этом с трёх площадок велись прямые трансляции. Популярная форма эдьютейнмент (англ. education + entertainment — обучение через развлечение) и в этот раз доказала свою эффективность, тем более что интернет позволил увеличить количество интерактивных элементов и добавить электронную систему мотивации (рейтинг команд, оценки участия в баллах). Ощутимо выросло и количество участников: если фестивали 2017 года собирали около трёх тысяч гостей, то мероприятия, проходившие в онлайн-формате, привлекли свыше 20 000 участников со всей России, а также более 80 спикеров и экспертов. Причём, по итогам опроса, 58,8% участников седьмого фестиваля заявили, что формат не является для них принципиальным.

Системный подход

«Формат семейного фестиваля хорош тем, что объединяет разные возрастные группы: детей, родителей и старшее поколение, — объясняет Владимир Фролов. — Кроме того, каждый раз появляются новые группы участников: сначала среди них преобладали родители с детьми, потом — начали подключаться подростки, молодёжь. В этот раз к нам присоединилась группа финансовых просветителей, а в дальнейшем мы планируем привлечь преподавателей. Формат семейного фестиваля позволяет постоянно расширять аудиторию».

Структура фестиваля, как правило, обусловлена целевой аудиторией. Однако, по словам Владимира Фролова, у каждого мероприятия должны быть обязательные элементы. В числе таких блоков находится такая классическая составляющая фестиваля, как лекторий – ориентированный и на взрослых, и на детей. «На этой площадке эксперты, селебрити и известные журналисты рассказывают о том, как управлять семейным бюджетом, ставить и достигать финансовые цели», — рассказывает Владимир. Второй ключевой элемент – интерактивные мероприятия для всей семьи, на которых родители вместе с детьми могут раскрашивать копилки, мастерить тематические поделки и т. п. Третий важный блок – специализированные лекции для молодёжи, на которых молодые люди узнают, как ответственно распоряжаться личными средствами, открывать собственное дело и т. д. Сквозной линией каждого фестиваля является разноплановая система мотивации: викторины, присвоение рейтингов, игровая валюта (в данном случае, «фестики»), на которую можно приобрести реальные призы и сувениры, предоставленные партнёрами.

«Структура фестиваля, — рассуждает Фролов, — не может быть линейной. Она всегда многоуровневая и состоит из множества элементов. К примеру, в офлайн-формате особое значение имеет музыкальный фон, постоянная трансляция видеороликов по финансовой грамотности, выступление творческих коллективов. Всё вместе это создаёт особое настроение — атмосферу праздника выходного дня для всей семьи. Увлекательность – это один из главных признаков мероприятий такого рода».

Региональный опыт

Татьяна Ярышева,

координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Алтайского края:

«В Алтайском крае семейные фестивали проходят не первый год. В рамках события организуются мероприятия как для коллективного участия, так и индивидуального. Во время фестивалей задействованы несколько тематических площадок, которые работают одновременно и ориентированы на разные возрастные группы. Например, младшие школьники мастерят копилки, играют в настольные игры, учатся разумной экономии, бережливости и правильному распоряжению денежными средствами совместно с персонажами мультсериала «Смешарики» (серии «Азбука финансовой грамотности»). Старшеклассники и студенты участвуют в интеллектуальном квизе «В лабиринте финансовых знаний», тренинг-играх на разные финансовые темы, тренируются управлять личным бюджетом и принимать обоснованные коллективные финансовые решения в тренинг-игре «Не в деньгах счастье». Для взрослых проводятся мероприятия по темам личного финансового планирования, налогообложения, пенсионного обеспечения, финансовой безопасности и защиты прав граждан на рынке финансовых услуг. При этом обеспечена возможность участия во всех мероприятиях смешанными группами. Например, в творческой мастерской вместе с малышами их родители, а также бабушки и дедушки, создают копилки, украшают кошельки и др. Особый интерес вызывают игры и квизы, где участники разного возраста и с разным жизненным опытом совместно ищут решения. Отдельные площадки, рассчитанные на педагогов, позволяют представить лучшие педагогические практики и советы по финансовому воспитанию детей в семье в школе».

Надежда Герасименко,

координатор региональной программы финансовой грамотности Ставропольского края:

«В первый раз мне удалось принять участие в московском семейном фестивале в 2019 году, когда он проводился в режиме офлайн. Формат показался очень интересными. Поразило, что так много людей интересуется темой финансовой грамотности, в то время как нам казалось, что даже масштабная реклама не обеспечит большой охват. Несмотря на то, что формат семейного фестиваля прижился и в Волгограде, и на Алтае, до сих пор мы не решались использовать его в своём регионе, поскольку опасались не собрать достаточную аудиторию.

Когда в 2020 году фестиваль перешёл в режим онлайн, нам стала интересно в нём поучаствовать. Например, я представила три темы, ориентированные на взрослую аудиторию: “Что делать с долгами?”, “Мошенничество и как его предотвратить”, “Личный финансовый план: что это такое и как его правильно составить”. Мы записали видео, в котором рассказали о проблемах и подробно описали решения. Однако по итогам участия стало понятно, что важным элементом онлайн-форматов является прямая трансляция: живое общение обеспечивает намного больший эффект, поскольку позволяет слушателю включиться в работу. Другие подходящие форматы для интернета – игры и тесты, способные вовлечь аудиторию в процесс самообразования».

Информация о московском опыте быстро распространилась по всей стране, и это имело двойной эффект. С одной стороны, представители регионов начали приезжать на московские фестивали со своими мастер-классами, лекциями и другими проектами. Эта практика органично встроилась в онлайн-формат. На седьмом семейном фестивале представители региональных центров финансовой грамотности четырёх регионов (Алтайского, Ставропольского краёв, Свердловской и Саратовской областей) использовали собственный контент: разработанные игры, викторины, ребусы и авторские материалы на тему финансово грамотного поведения героев литературных произведений.

С другой стороны, в регионах силами региональных центров финансовой грамотности и местных энтузиастов также начали проводиться семейные фестивали. Такие события были организованы в Волгограде, Ставрополе, Сочи, Воронеже, Барнауле и других городах. К примеру в Алтайском крае всё начиналось с организации 2–3 тематических площадок в рамках регионального проекта «Поезд финансовой грамотности». Впоследствии программа была расширена до 10-12 площадок. Сегодня семейные фестивали организуются в этом регионе ежегодно, а количество участников одного мероприятия составляет более 600 человек. В фестивалях Алтайского края участвуют эксперты в области финансовой грамотности, налогов, страхования, пенсионного обеспечения, защиты прав потребителей финансовых услуг, кредитных организаций и пр. «Семейный финансовый фестиваль — это полезное мероприятие для участников всех возрастов, способствующее развитию ответственного подхода к финансам как у взрослых, так и у детей, — комментирует координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Алтайского края Татьяна Ярышева. — Дети могут соприкоснуться с миром финансов в доступном и интересном формате, а взрослые — с пользой провести время на лекциях и получить бесплатные профессиональные финансовые консультации».

На будущее

Организаторы московского семейного фестиваля готовы помогать своим региональным партнёрам и делиться опытом. Однако, по мнению Владимира Фролова, организаторам подобных мероприятий на местах стоит идти своим путём. «Я не сторонник работы по шаблону, — объясняет Фролов. — Коллеги из регионов, которые готовят и проводят такие фестивали, – обычно очень профессиональные, творческие, прекрасно организованные и теоретически подкованные. Им несложно организовать такой фестиваль в своём городе, достаточно обратить внимание на нашу программу, опубликованную на сайте Familymoneyfest.ru[1] . Там описаны все алгоритмы и даны полезные источники информации. Если взять их за основу и задействовать собственную креативность, то провести фестиваль не составит большого труда».

Восьмой семейный финансовый фестиваль прошёл с 30 октября по 1 ноября 2020 года. Онлайн-площадка мероприятия была организована на сайте Familymoneyfest.ru, где в течение двух дней эксперты провели более 50 различных мероприятий, рассчитанных на детей, подростков и взрослых. Участники с пользой провели время в уже хорошо себя зарекомендовавшем виртуальном городе финансовой грамотности, “получая образование через развлечения” в индивидуальном порядке и сообща — объединяясь в команды с членами семьи или друзьями и зарабатывая баллы, необходимые для получения ценных подарков. Взрослые участники побывали в виртуальном лектории на выступлениях экспертов по финансовой грамотности и получат индивидуальные консультации по вопросам финансового планирования. Отдельная программа была рассчитана на педагогов: эксперты рассказали о том, как разрабатывать и проводить занятия по финансовой̆ грамотности в классе, мотивировать школьников к изучению темы, а также поделятся своим педагогическим опытом.