Фотография на заставке: Автор — metamorworks, Shutterstock.com; все права защищены

Форсированная «оцифровка»

Сергей Трухачёв,
заместитель декана экономического факультета МГУ, эксперт Федерального сетевого методического центра (ФСМЦ). Автор фотографии не указан, все права защищены

Пандемия ускорила процессы трансформации, проходящие во всём мире. И это создаёт новые риски для финансового благополучия людей. Прежде всего, растёт угроза появления новых видов мошенничества, притом что скорость реагирования на них пока уступает «креативности» мошенников. Ещё один риск — снижение доходов людей, которое, скорее всего, неизбежно даже в случае сохранения работы. Поэтому те, кто ожидает быстрого возврата к прежним принципам занятости и структуре потребления после завершения периода самоизоляции, скорее всего, ошибаются. Остаётся в силе ещё один традиционный для кризисов риск — совершить ненужные движения в отношении своих сбережений или инвестиций.
Разумеется, у каждого человека своя ситуация. Есть те, кто сегодня страдает не от отсутствия работы, а от её избытка. Между тем для всех на первый план выходит необходимость финансового планирования, создания подушки финансовой безопасности (думаю, это многие осознали), а в краткосрочной перспективе — приведения в порядок всех документов на случай госпитализации.
Стало очевидно, что наличие интернета и других средств, необходимых для удалённой работы, — это зона личной ответственности каждого человека, в которой не следует уповать на работодателя. С большой вероятностью часть офисной работы будет выполняться в удалённом режиме и после завершения периода социального дистанцирования. Это касается и системы образования, прежде всего — высших учебных заведений: перевод лекций в онлайн-формат и развитие электронных образовательных ресурсов происходит довольно быстро, и это станет важным условием конкурентоспособности вузов.
Многие элементы цифровизации закрепятся и в практике Федерального сетевого методического центра. За последние месяцы мы перестроили свою работу и сейчас проводим серию поддерживающих вебинаров для преподавателей — участников программы повышения квалификации по финграмотности. Перевели итоговую аттестацию преподавателей в онлайн-формат. Впервые провели в режиме онлайн олимпиаду по финансовой грамотности для студентов. Стоит признать, что многие мероприятия в новом формате проигрывают традиционным с точки зрения вовлечённости аудитории. Зато, например, практика организации онлайн-совещаний показала большую эффективность: это позволяет одномоментно собрать намного больше людей.
Что касается задач Центра в целом, они остаются прежними; меняется только форма, а также необходимость актуализировать информацию (скорректировав учебно-методические материалы согласно происходящим изменениям). Однако и содержание постепенно станет иным. Если раньше финансовая грамотность воспринималась как дисциплина, которая находится на стыке экономики и права, то сегодня к ним добавляется цифровая составляющая (финансово грамотный человек должен уметь пользоваться продуктами финансовых организаций, в том числе дистанционно), и этот компонент будет всё больше интегрироваться в программы.

Помочь профсообществу

Вадим Финогенов,
генеральный директор компании «ПАКК». Вадим Финогенов. Автор фотографии не указан, все права защищены

Наша организация работает с тремя целевыми аудиториями: школьники (студенты СПО), преподаватели школ (педагоги СПО, дополнительного образования, организаторы детского отдыха), участники профессионального сообщества. Что касается первых двух категорий, то в нынешних условиях нестабильности и быстрых перемен мы видим перед собой задачу давать материалы, которые формируют и развивают метапредметные компетенции (работа с информацией, коммуникации, планирование), поскольку именно они позволяют человеку принимать сложные решения в нестабильной ситуации. Участникам профессионального сообщества сейчас очень важно помочь наладить коммуникации, обмен информацией и опытом, создать информационные сервисы (онлайн-платформы профессионального сообщества). И делать это нужно как можно быстрее.
Так сложилось, что значительная часть продуктов компании «ПАКК» сегодня реализована в онлайне — в виде системы дистанционного обучения. Этим мы начали заниматься ещё три года назад, и в этой части у нас в связи с самоизоляцией мало что изменилось. Другое дело, что полученные знания и навыки наши слушатели (педагоги) должны были апробировать на занятиях в школе, в дополнительном образовании. Там, где это сегодня невозможно, мы рекомендуем делать методические разработки (не «для галочки», а реальные) и проводить дистанционные занятия.

Освоить дистанционные форматы

Михаил Чесноков,
директор Центра федеральных, региональных и сетевых проектов РАНХиГС. Автор фотографии не указан, все права защищены

Основная проблема, с которой сейчас столкнулись все образовательные организации, — это переход на дистанционный формат. Качественно и массово обучать людей, которые не «на ты» с цифровыми технологиями (а очень многие учителя в регионах относятся именно к этой категории граждан), значительно
сложнее. И всё же имеющиеся сегодня в нашем распоряжении платформы Zoom, Webinar.ru, MS Teams и другие позволяют смотреть в будущее со сдержанным оптимизмом. При этом мы понимаем, что в удалённом формате работать значительно сложнее: помимо навыков работы в «цифре», требуются ещё высокая самоорганизация и заинтересованность в обучении по непрофильной для педагогов тематике финансовой грамотности.
С содержательной точки зрения сейчас на первый план должны выходить темы, связанные с цифровыми и дистанционными инструментами (взаимодействие с банками, налоговыми органами, Пенсионным фондом в онлайн-режиме), и, конечно же, особое внимание необходимо уделять финансовому
мошенничеству в сети.

Экспертиза принимаемых решений

Дмитрий Янин,
председатель Правления Международной конфедерации обществ потребителей (КонфОП). Автор фотографии не указан, Вашифинансы.рф; CC BY 4.0

Падение доходов населения в условиях высокой кредитной нагрузки приведёт к существенному росту неплатежей, штрафов и неустоек. По данным исследования КонфОП и IFC, около 60% заёмщиков в РФ были уязвимы даже в докризисный период. К сожалению, принятые нормативные акты, устанавливающие условия предоставления кредитных каникул, не решают и части проблем граждан в ситуации затяжного карантина. Кроме того, проблемы возникают на уровне применения закона: финансовые организации зачастую ведут себя недобросовестно и отказывают в предоставлении кредитных каникул.
Отказ властей от удешевления процедуры легального списания долга через упрощённое банкротство тех, кто в силу объективных причин не имеет средств платить по займам, будет влиять на рост социальной напряжённости в обществе. Напомню: упрощение процедуры банкротства — это президентская инициатива, объявленная во время обращения к нации. Тем не менее пока шагов в этом направлении мы не видим.
Для граждан, неспособных выплачивать кредиты, сейчас приоритетом должно стать получение кредитных каникул до 30 сентября 2020 года и накопление средств для подачи заявления о личном банкротстве в арбитражный суд, если к осени доходы не будут восстановлены.
Есть шанс, что власти продлят кредитные каникулы до конца года и смягчат условия их получения, оценив тяжёлое положение россиян и проанализировав нынешнюю практику предоставления таких каникул.
Ключевой задачей для нас сейчас является взаимодействие с Банком России и Правительством Российской Федерации в части экспертизы принимаемых решений. Блокирование принятия законопроекта об упрощённом банкротстве, несмотря на поручение президента России, свидетельствует о том, что интересы банковского лобби являются более значимыми.

С опорой на созданную инфраструктуру

Пётр Кирюхов,
генеральный директор АНО «Учебный центр МФЦ», ректор Института МФЦ. Автор фотографии не указан, все права защищены

Пусть это звучит неожиданно, но режим массовой самоизоляции практически никак не повлиял на нашу работу. Дело в том, что Образовательный центр МФЦ с момента своего основания в 1998 году сделал в образовательном процессе и организации деятельности сотрудников ставку на высокие технологии, а также на развитие сайта.
Более десяти лет назад мы внедрили и все эти годы развиваем дистанционное электронное обучение, одними из первых в стране начали проводить онлайн-трансляции. Несколько лет назад в нашей структуре появилась Научно-производственная лаборатория современных образовательных технологий «СОТА».
Таким образом, мы давно располагали подготовленной инфраструктурой, поэтому одномоментно перевели все очные активности в онлайн. Это касается и образовательных проектов в рамках Проекта Минфина России. Так, в апреле мы дистанционно провели серию семинаров: «Финансовое мошенничество. Как избежать?», «Формирование финансовой грамотности на уроках математики старшей школы», «Цифровизация госуслуг, финансовых услуг в России», «Использование игровых технологий при обучении финансовой грамотности». Все видеоматериалы доступны на нашем сайте.
Сегодня ряд клиентов образовательных структур, которые отстали в техническом плане и не смогли обеспечить полноценное функционирование учебного процесса и работу своих сотрудников в сложившихся условиях, пришли к нам.
После завершения пандемии мы продолжим реализовывать стратегию опережающего развития, основанную на внедрении высоких технологий в образовательную среду.