Текст: Наталья Югринова
Фотография на заставке — Автор — stockfour, Shutterstock.com; все права защищены

Самозанятыми считаются граждане, которые получают доход от своей личной трудовой деятельности: у них нет работодателя (хотя закон разрешает совмещать статус самозанятого с работой по трудовому договору) и наёмных работников. Прежде всего это те, кто подрабатывает в свободное время: водители такси, фрилансеры, частные мастера, ремесленники, лица, сдающие внаём квартиры и т. д. По оценкам Центра социально-политического мониторинга ИОН РАНХиГС, таких в стране 16–17 млн человек — примерно четверть от всего работающего населения. Новый налоговый режим был введён специально для того, чтобы все они могли легально вести бизнес и получать доход без рисков оказаться оштрафованным за незаконную предпринимательскую деятельность. Чтобы стимулировать граждан «выйти из тени», ФНС и Минфин России постарались сделать переход на статус самозанятого максимально простым и удобным: зарегистрироваться можно в онлайн-приложении «Мой налог», через него же автоматически уплачивать налог. Ставка составляет 4% с дохода за оказание услуг или продажу товаров физлицам, 6% — при работе с юрлицами. Это значительно меньше, чем 13-процентная ставка НДФЛ, от уплаты которого самозанятые освобождаются.

Зарегистрироваться в новом статусе могут жители четырёх регионов — Москвы, Московской области, Республики Татарстан и Калужской области, а также те, кто получает доход от профессиональной деятельности в этих регионах. Главное условие — годовой доход самозанятого не должен превышать планку в 2,4 млн рублей. Этой возможностью, как сообщает пресс-служба Минфина России, с начала 2019 года уже воспользовались 260 тыс. человек (по состоянию на 31 октября). Большинство из них, по словам министра финансов России Антона Силуанова, никогда прежде не вели предпринимательскую деятельность, не участвовали в экономике и не платили налоги. По данным на сентябрь, самозанятые задекларировали 20 млрд рублей дохода и выдали более 20 млн чеков своим клиентам. Такая активность свидетельствует, что россияне довольно быстро оценили преимущества нового режима и включились в эксперимент.

Легче чем ИП

Психолог из Одинцова Ольга Малинина — типичный представитель той категории россиян, для которой был создан новый налоговый режим. Она давно думала о том, чтобы официально оформить свою деятельность и платить налоги с дохода, получаемого от частных консультаций. Однако индивидуальным предпринимателем ей становиться не хотелось — главным образом из-за сложной отчётности и необходимости ежегодно производить пенсионные и страховые отчисления в ПФР и ФФОМС (более 36 тыс. рублей в 2019 году) даже при нулевом доходе. Новый закон она восприняла с энтузиазмом и в начале года попыталась зарегистрироваться в приложении «Мой налог». Правда, процесс пошёл не так гладко, как обещали налоговики: приложение отказало ей в регистрации и выдало ошибку. Служба поддержки в ответ на запрос сообщила, что ИНН Малининой почему-то нет в системе, и предложила сходить в налоговую, чтобы зарегистрироваться лично. Ольга из принципа решила добиваться своего в дистанционном режиме и написала жалобу через сайт nalog.ru. Через месяц с ней связались специалисты налоговой службы, принесли извинения и сказали, что все ошибки устранены. В марте ей удалось зарегистрироваться в статусе самозанятого. Больше никаких технических проблем не возникало.

Ольга Малинина, психолог, Одинцово:

Я считаю, что для психологов и вообще любых частных консультантов это очень хороший вариант, поэтому всегда высказываюсь в его поддержку.

Сейчас, по прошествии почти девяти месяцев в статусе самозанятого, Малинина видит очевидные плюсы нового режима. Платить налоги легко и просто: достаточно занести в приложение заработанную сумму и указать некоторые данные клиента — и размер подоходного рассчитается автоматически. В конце каждого месяца формируется общая сумма налога к уплате, которую нужно внести до 25-го числа следующего месяца. Сама оплата занимает буквально минуты. В отличие от ИП, которые платят налоги и взносы поквартально, самозанятые должны делать это ежемесячно — но такая практика, как говорит Ольга, даже дисциплинирует. Зато самозанятые не обязаны пользоваться контрольно-кассовой техникой: прямо в приложении можно формировать электронные чеки, отсылать их клиентам по электронной почте, СМС, через любые мессенджеры или распечатывать. Если клиент захочет вернуть деньги, в приложении можно скорректировать чек — в этом случае сумма налога уменьшится.

260 тыс. человек получили статус самозанятых с начала 2019 года  16–17млн человек в России имеют подработку и потенциально могут пополнить ряды самозанятых

«Мои коллеги часто задают мне вопросы про этот режим, — говорит Ольга Малинина. — Я считаю, что для психологов и вообще любых частных консультантов это очень хороший вариант, поэтому всегда высказываюсь в его поддержку. Вопросов было так много, что мне пришлось даже провести вебинар для психологов: я рассказывала о том, кто может воспользоваться новым режимом, а кто — нет, как перейти с ИП на самозанятого и обратно, как зарегистрироваться, как платить налоги, какие нюансы существуют. Вебинар был очень успешным, и сейчас всё больше моих коллег становятся самозанятыми».

Самозанятый по найму

Экспериментом с самозанятыми заинтересовались не только граждане, желающие легализовать свой доход, но и компании. Многие из них привлекают на разовые или периодические работы частных лиц — например, отдают на разработку веб-сайт или пользуются услугами юристов. Для них новый закон стал легальным способом экономии на налогах, ведь прежде им приходилось работать по договорам гражданско-правового характера, которые подразумевают не только уплату 13-процентного НДФЛ, но и пенсионные и страховые отчисления (примерно 30% сверх зарплатного фонда). Поэтому некоторые вообще предпочитали не платить налоги, расплачиваясь с физическими лицами за оказанные услуги наличными деньгами «в конверте».

«Стать самозанятым мне предложила компания, в которой я работал внештатным программистом, — рассказывает москвич Георгий Красников. — Для неё это было дешевле, чем работать со мной по договору подряда. Зарегистрироваться удалось быстро и без проблем, несмотря на то что я в то время находился за границей. Просто скачал приложение, указал ФИО и ИНН и через пару дней получил уведомление, что моя заявка одобрена. Сейчас через статус самозанятого я провожу весь свой доход: заработок от программирования, от репетиторства по математике, а также от монетизации блога на «Яндекс.Дзен». Для Красникова, который не имеет постоянного трудоустройства, одним из ключевых преимуществ нового режима стала возможность официально подтвердить, что он работает «на себя». Это необходимо, например, для оформления туристической визы — вместо справки с работы в визовый центр достаточно принести выписку из реестра самозанятых. Она формируется в считанные секунды через сайт ФНС.

Самозанятыми считаются граждане, которые получают доход от своей личной трудовой деятельности: у них нет работодателя и наёмных работников

Поскольку основные клиенты Красникова — юридические лица, базовая ставка налога для него составляет 6%. На деле она оказывается чуть меньше, поскольку всем самозанятым предоставляется налоговый вычет — 10 тысяч рублей в год. Для его оформления не требуется дополнительных подтверждений и документов. Сумма рассчитываемого налога каждый месяц автоматически уменьшается прямо в приложении «Мой налог» — с 4 до 3 процентов для тех, кто работает с физлицами, и с 6 до 4 — для остальных. Так происходит до тех пор, пока общий вычет не достигнет порога в 10 тысяч; после этого налог взимается по полной ставке.

Число самозанятых в России (за 10 месяцев 2019 года)

Источник: Минфин России

Трудовые махинации

Схема по оформлению отношений подряда с самозанятыми вполне легальна. Однако некоторые компании в стремлении минимизировать налоги идут дальше — «увольняют» своих штатных работников и фактически «нанимают» их заново в качестве самозанятых. Судить о масштабах злоупотреблений можно косвенно по статистике ФНС России: 1% зарегистрированных самозанятых перешёл в эту категорию с постоянной работы. Как указывает пресс-служба Минфина России, такие манипуляции ведут к рискам недополучения доходов в бюджет и являются противозаконными. «Законодательство содержит прямой запрет на оказание услуг физическими лицами, перешедшими на уплату налога на профессиональный доход, своим бывшим работодателям в течение двух лет после увольнения», — объяснили журналу «Дружи с финансами» в пресс-службе. Правда, для того, чтобы выявлять всех «уклонистов», в контролирующих ведомствах попросту не хватает рук. Сейчас анализ связей между работодателями и самозанятыми производится вручную. При распространении спецрежима на всю территорию РФ понадобятся автоматизированные системы налогового мониторинга и контроля.

20 млрд руб. доходы зарегистрированных самозанятых за период с января по сентябрь 2019 года

Как поясняют в пресс-службе, именно по этой причине Правительство РФ предлагает с 1 января 2020 года включить в перечень регионов — участников эксперимента те субъекты Российской Федерации, где риски недополучения доходов не столь существенны для бюджета. Это субъекты-доноры, не получающие дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, а также регионы, в состав которых входят города с населением свыше миллиона человек. Предполагается, что в этот список войдут Санкт-Петербург, Воронежская, Волгоградская, Ленинградская, Нижегородская, Новосибирская, Омская, Ростовская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Тюменская и Челябинская области, Красноярский и Пермский края, Ненецкий, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа, а также Республика Башкортостан.

Кроме этого, налоговики собираются всерьёз взяться за компании, злоупотребляющие новым налоговым режимом. В конце ноября ФНС России заявила о начале одновременных с Рострудом проверок работодателей, которые оформляют своих работников как самозанятых по гражданско-правовым договорам. Нарушителям в соответствии с КоАП грозят приостановление деятельности на срок до 90 суток, штрафы и обязательство выплаты всех «сэкономленных» налогов и взносов.

Самые хитрые, впрочем, находят новые лазейки. Об одной из них рассказывает Евгений Рейзман, член наблюдательного совета Ассоциации частных агентств занятости, советник практики трудового права Baker McKenzie. Компании пытаются использовать в качестве безопасного посредника кадровые агентства: они увольняют своих работников, заставляют их перейти на статус самозанятых, заключить договор с агентством занятости и уже через него снова начать оказывать компании те же услуги, что и прежде. Эксперт предупреждает, что использование таких схем незаконно и что ответственность за участие в них становится солидарной: она ложится на плечи как работодателей, так и кадровых агентств. Да и сами работники часто в результате оказываются ущемлёнными в правах. Становясь самозанятыми, они лишаются части своих социальных и трудовых прав — в частности на отпуск, защиту работодателем жизни и здоровья и ряда других, а также прекращают накапливать трудовой стаж, необходимый для расчёта пенсии.

Георгий Красников, программист, репетитор, блогер, Москва:

Стать самозанятым мне предложила компания, в которой я работал внештатным программистом. Для неё это было дешевле, чем работать со мной по договору подряда.

Недостатки режима

Если не считать очевидных злоупотреблений, введение специального налогового режима прошло в целом успешно — но не без шероховатостей. Одной из них стала блокировка банками счетов самозанятых весной этого года. Поскольку банки не всегда могут идентифицировать доходы самозанятых от предпринимательской деятельности, они имеют право заблокировать счёт, если видят массовый приход средств из неизвестных источников. Такая политика является следствием действия закона по противодействию отмыванию средств (115-ФЗ). При этом сами самозанятые жаловались, что счета замораживаются «до выяснения обстоятельств» на несколько недель. Со временем проблема разрешилась: ФНС предоставила банкам информацию из реестра самозанятых через публичный API, и это позволило финансовым учреждениям получать данные в автоматизированном режиме. Кроме того, ведомство рекомендовало налогоплательщикам сообщать банкам о своём новом статусе. Тем не менее банки рекомендуют не смешивать на одном счёте доходы от профессиональной деятельности и обычные переводы от физических лиц.

Москвич Павел Каллиников, ставший самозанятым два месяца назад, решил подстраховаться от возможной блокировки и обратился за советом напрямую в Сбербанк, клиентом которого он является. «Я спросил, какой счёт нужно завести, чтобы не столкнуться с вопросами службы безопасности, — рассказывает он, — и получил ответ, что достаточно обычного расчётного счета для физического лица. На всякий случай я открыл отдельный карточный счёт, на который поступают все доходы от моей деятельности в качестве самозанятого. Насколько я понимаю, эта мера избыточна, но мне так удобнее». Каллиников имеет основное место работы — руководит учебно-методическим центром компании «Директ-Медиа», а помимо этого, ведёт онлайн-курсы дополнительного обучения. Как самозанятый он получает не больше 30–40% своих доходов.

Если не считать очевидных злоупотреблений, введение специального налогового режима прошло в целом успешно — но не без шероховатостей

Налогом облагаются не все переводы на счёт самозанятого, а только те операции, по которым он выписал чек в приложении «Мой налог». «Если клиент расплатился наличными, только от твоей честности зависит, какую сумму ты укажешь в качестве налогооблагаемой базы, — замечает программист Георгий Красников. — Получается, налоговая выдаёт некий аванс доверия человеку. В этом есть и плюсы, и минусы: в теории любую операцию по приходу средств могут посчитать твоим незадекларированным заработком, даже если это, например, деньги, которые кто-либо вернул тебе в счёт уплаты долга».

Много неясностей возникает и со сбором отчётности. ФНС России заявила, что самозанятым не требуется никакой специальной бухгалтерии: в отличие от ИП, им не нужно заполнять декларацию или вести книгу учёта доходов и расходов. Тем не менее, говорит Павел Каллиников, в случае проверок не исключено, что налоговики запросят первичную документацию — договоры с юрлицами в бумажном виде. «Наверное, — размышляет он, — имеет смысл озаботиться получением электронно-цифровой подписи и хранить все оригиналы документов в электронном виде». Среди других недостатков режима Каллиников называет запрет на наём работников, даже для разовых работ. По закону самозанятый, не имеющий на это права, в случае подобной необходимости должен переходить в статус ИП, что отнимает силы и время. «Очевидно, что нанимать работников самозанятые будут «в серую», — считает Павел, — особенно если такая нужда возникает редко и речь идёт о небольших суммах на оплату их услуг».

Павел Каллиников, руководитель учебно-методического центра компании «ДиректМедиа», ведущий онлайн-курсов дополнительного обучения, Москва:

На всякий случай я открыл отдельный карточный счёт, на который поступают все доходы от моей деятельности в качестве самозанятого. Насколько я понимаю, эта мера избыточна, но мне так удобнее.

Ольга Малинина считает минусом ограничение видов деятельности, которые подпадают под закон о налоге на профессиональный доход: «Сейчас существует тонкая грань между тем, кому можно быть самозанятым, а кому — нельзя. Например, если я буду украшать куртки вышивкой и продавать их через интернет, я могу стать самозанятой. А если открою онлайн-магазин и начну торговать куртками, которые купила где-то ещё, — уже нет». Прямо сейчас, впрочем, не существует регламентированного перечня профессий, подпадающих под действие спецрежима. Вид деятельности налогоплательщик может указать по желанию при регистрации в приложении. В Москве самыми популярными видами деятельности самозанятых, по данным столичного Департамента экономической политики и развития, являются пассажирские перевозки, сдача квартир в аренду, консультирование, репетиторство и реклама.

Несмотря на некоторые недоработки, которые выявляются на первой стадии эксперимента, очевидно, что в ближайшие годы число самозанятых будет увеличиваться, а схемы злоупотребления спецрежимом — пресекаться. По планам Минфина России, к 2024 году количество самозанятых в стране достигнет 2,4 млн человек. Условия режима при этом будут сохранены без изменений на 10 лет — до конца 2028 года.