Текст: Вера Колерова  

Оздоровительные детские лагеря всегда были в фокусе внимания участников Проекта, поскольку представляют собой очень перспективную площадку для распространения финансовых знаний среди школьников и подростков. Дети здесь избавлены от школьной нагрузки и охотно вовлекаются в разного рода имитационно-ролевые и станционные игры, викторины, подвижные квесты.

Обучение финансовой грамотности в летних лагерях в рамках Проекта Минфина России реализуется в разных формах уже на протяжении нескольких лет, а соответствующий организационно-методический инструментарий хорошо проработан и неоднократно протестирован. Так, компания «ПАКК» разработала специальную программу для старшеклассников в детских лагерях и провела обучение педагогов и организаторов детского отдыха, в котором участвовали 176 человек из 50 регионов. В прошлом году компания организовала крупный подмосковный финансовый лагерь, в котором подростки из 22 регионов за две недели насыщенных занятий получили базовые навыки финансовой грамотности. Во многих регионах (например, в Волгоградской области и Ставропольском крае) в последние годы в загородных лагерях проводились модульные занятия по финансовой грамотности («Путешествие по стране Фингрия» и другие).

Компания «Кейс-игра», в свою очередь, реализует образовательные программы по финансовой грамотности в детских загородных лагерях (детских центрах) с 2017 года. Специально для них был разработан учебно-методический комплект «Азбука финансовой грамотности», где особое место было отведено интерактивной форме обучения — кейс-игре «Азбука финансовой грамотности». Апробацию она проходила в детских загородных лагерях Алтайского, Ставропольского и Краснодарского краёв. Несколько образовательных модулей по этой программе прошли также в ВДЦ «Смена» и «Орлёнок» в 2018 и 2019 годах. В рамках апробации и тиражирования «Азбуки финансовой грамотности» методику обучения финграмотности в детских центрах изучили больше 600 педагогов и вожатых детских загородных лагерей. За три года был накоплен большой практический опыт, получены положительные отзывы от участников обучения и высокие образовательные результаты. Как следствие, было принято решение о необходимости систематизации данной работы. Инициирован проект «Школа вожатых финансовой грамотности», который на первом этапе охватил 15 регионов.

Большая смена

В школах вожатых финансовой грамотности обучаются будущие и уже действующие педагоги и воспитатели оздоровительных загородных лагерей. Здесь их не столько учат самому «вожатству» (навыки работы с детьми они, как правило, уже имеют), сколько помогают приобрести новую специализацию по преподаванию финансовой грамотности. По словам руководителя проекта «Школа вожатых финансовой грамотности» и директора компании «Кейс-игра» Дениса Лозинга, общая задача — повышение уровня финансовой грамотности как детей и подростков, так и старшего поколения преподавателей и воспитателей в лагерях в области планирования личного бюджета и умения распознавать распространённые способы финансового мошенничества.

Игровой формат занятий позволяет будущим вожатым, не имеющим подготовки в сфере финансовой грамотности, быстро погрузиться в специфику и освоить основные понятия

Проект рассчитан на обучение более чем 800 вожатых в этом сезоне. К активной фазе обучения в школах вожатых приступили в январе 2020 года. Процесс был разбит на очный и дистанционный этапы — четырёхдневные очные семинары и занятия онлайн. На очных семинарах, кроме установочной ознакомительной лекции, проводился полный разбор финансовой имитационно-ролевой игры «Домохозяйство», в основу которой легли элементы методики «Азбука финансовой грамотности», разработанной компанией «Кейс-игра». Однако из-за пандемии коронавируса очные семинары успели провести только в нескольких регионах; в остальных их пришлось заменить на менее интенсивные онлайн-занятия. «Всё-таки в Zoom трудно провести восьмичасовое обучение с интерактивными элементами», — отмечает Александр Винокуров, руководитель Медиацентра Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности и Школы вожатых финансовой грамотности.

По словам Ирины Рузановой, координатора проекта «Школа вожатых финансовой грамотности» в Пензенской области, эффективность очного семинара была очень высокой: погружение в игру-учёбу с девяти утра до шести вечера так вовлекало людей, что у них появлялось ещё больше вопросов по теме и энтузиазма. «Многие из участников в ходе этих занятий впервые соприкоснулись с темой финансовой грамотности», — отмечает Рузанова. Занятия сочетали игровой формат (ролевые и интерактивные игры, имитирующие реальную жизнь) и теоретическую подготовку по основным понятиям из области финансовой грамотности.

«Обучение в игре эффективнее зубрёжки — даже когда в роли обучающихся выступают педагоги, — уверен Александр Винокуров. — А если это хорошая игра, то человек ведёт себя в ней так, как вёл бы в обычной жизни. Наши методисты выстроили игровые модели, представив в них различные институты, с которыми люди сталкиваются повседневно. Игра получилась настолько реалистичной, что в неё даже стали проникать различного рода «коррупционные» схемы, используемые в реальной жизни. Например, откаты («Купишь у меня — а я тебя «отблагодарю»!»). Разумеется, игротехники следят за этим и пресекают недобросовестные практики на корню».

Линейка форматов

Обучение в рамках проекта «Школа подготовки вожатых» велось в трёх основных форматах — «Смена», «Кружок» и «Модуль». Они различаются по длительности, интенсивности и формам обучения, хотя все делают основной упор на игровой формат. В основе «Смены» и «Модуля» лежат элементы методики «Азбука финансовой грамотности», а также опыт проведения чемпионатов по финграмотности. Например, используются коммуникативные бои. «Этот формат учит детей грамотно вести диалог и квалифицированно спорить, — говорит Александр Винокуров. — Это в некотором смысле спорт. Если почитать разработанные нами методические рекомендации, то там часто используется спортивная терминология — «олимпийская система», «оборона веером» и прочее».

«Кружок» — это 12-часовая образовательная программа, «Модуль» — более короткие занятия (по 4 и 8 часов), которые легко встраиваются в любые образовательные мероприятия. «Смена» представляет собой наиболее крупный формат (до 21 дня), в основе которого лежит ролевая игра «Домохозяйство», состоящая из нескольких этапов и имитирующая жизнь обычной семьи и её хозяйственный уклад.

Наиболее востребованными форматами среди обучающихся в школах, говорит Александр Винокуров, стали «малые формы» обучения — «Кружок» и «Модуль» — как наиболее адаптивные и легко воспроизводимые. За «Смену» в регионах берутся реже. Это связано отчасти с тем, что в этом году очное обучение вожатых проходило в очень усечённом формате из-за пандемии коронавируса, а реализовать «Смену» без основательной подготовки трудно. На очных семинарах обычно создаётся соответствующая атмосфера, когда обучающиеся выступают в роли детей, а преподаватели — игротехников. Это позволяет понять основную идею формата. «Финансовая имитационно-ролевая игра «Домохозяйство» позволила нам примерить на себя разные роли — потребителей, предпринимателей, сотрудников общественных организаций, — говорит Диана Смирнова, студентка экономического факультета из Саратова. — Мы смогли максимально быстро и эффективно разобраться с выплатой налогов, кредитованием, с элементарными правилами покупки продуктов и более сложными понятиями сферы личных финансов».

15 регионов охватывает на первом этапе проект «Школа вожатых финансовой грамотности»

Однако это не значит, что другие форматы обучения проще «Смены», подчёркивает Винокуров: у них свои сложности и особенности. «Смена» требует большого количества детей в лагере и наличия группы игротехников в составе минимум десяти человек, зато в этом случае легко добиться высокой вовлечённости детей и заинтересовать их темой финансовой грамотности. В то же время «Кружок» и «Модуль» предполагают более индивидуальную работу, требующую от вожатого значительных трудозатрат и умения встроить занятия в общий процесс жизнедеятельности в лагере. Дети могут разрываться между шахматами, волейболом и кружком по финансовой грамотности, и чтобы удержать их внимание, придётся приложить много усилий.

Среди тех, кто уже прошёл обучение в школе вожатых, примерно поровну студентов и педагогов. Но в разных регионах вариативно подходили к набору обучающихся. Так, в Пензенской области, по словам Ирины Рузановой, почти все из 83 зачисленных на обучение — педагоги с разным стажем и опытом: «Наш регион первым начал проект по обучению вожатых, и мы сразу решили, что это будут именно педагоги, — чтобы они могли реализовать свои проекты и в дальнейшем обучении в школах и дополнительном образовании, а не только в лагерях».

В Саратовской и Омской областях, напротив, сделали акцент как раз на обучении студентов. «Нам важно было привлечь именно их, действуя через СМИ и студенческие отряды», — говорит Ольга Ширинова, координатор проекта в Саратовской области. На обучение записывались студенты далеко не только финансово-экономических специальностей: было много будущих педагогов, управленцев, переводчиков.

Все участники проекта сходятся в том, что игровой формат занятий, включающих как ролевые игры, так и коммуникативные бои, был выбран очень удачно, поскольку он позволяет людям, не имеющим никакой подготовки в сфере финансовой грамотности, очень быстро погрузиться в специфику и освоить простые понятия. «Уникальность этого обучающего курса в том, — отмечает Ширинова, — что все оказываются в равных условиях: и те, у кого вообще нет финансовой подготовки, и люди с экономическим образованием или его получающие».

Багаж методик

На финальном этапе обучения будущие вожатые финансовой грамотности должны защитить свои проекты на основе предложенных им методических рекомендаций и пособий. Кстати, методрекомендации по обучению финансовой грамотности в формате коммуникационных боёв — это отдельный серьёзный стимул для преподавателей участвовать в обучении. «Этот материал потом можно использовать не только в преподавании финансовой грамотности, но и в других дисциплинах — просто как методику обучения», — говорит Ирина Рузанова.

Полученные в школе вожатых знания педагоги смогут применять не только в детских лагерях, но и на факультативных занятиях по финансовой грамотности в школах

Защита собственных проектов — важный момент активизации обучающихся. Они должны иметь возможность проявить инициативу и научиться самостоятельности и основам проектной деятельности. Проект — это созданный учащимися на основе методических пособий и рекомендаций преподавателей детальный план применительно к конкретному лагерю, с особенностями его расположения и графика. По сути, это пошаговая инструкция, по которой занятия по финансовой грамотности сможет потом проводить не только сам автор проекта, но и любой вожатый или педагог. «К проектной работе наши слушатели подходили очень серьёзно, — замечает Тимофей Назаров, региональный руководитель школы вожатых в Омской области. — Некоторые подготовили объёмные папки из 20 документов».

Разработка проекта требовала от участников процесса большого погружения и много времени. «Это оказалось не так легко, как представлялось, — говорит студентка из Саратова Кристина Бушунц. И когда так много работаешь над проектом, прикладываешь столько усилий — хочется, чтобы всё было не напрасно. Основная моя мотивация — научиться доносить до детей финансовую информацию и термины, которые я сама знаю с точки зрения науки, а ребёнок вряд ли поймёт. Ну а кроме того, мне хотелось получить новые эмоции и знакомства, недостатка в которых при работе над проектом не было».

«До поступления в школу вожатых я считала себя достаточно финансово грамотным человеком, — рассказывает студентка Марина Шилан из саратовской школы вожатых. — Но благодаря обучению некоторые вещи переосмыслила. Например, очень много информации мы получили по постановке финансовых целей и задач и непосредственно по планированию личного бюджета. Я не знала раньше, зачем мне это нужно, не сидела и не выписывала на листочке доходы и расходы. Теперь такая привычка у меня появилась. Что касается мотивации к обучению, то всегда интересно попробовать что-то новое, тем более если это не банальные лекции, а экономическая игра».

Для педагогов же главный стимул к обучению — возможность повысить квалификацию, «плюсик» к опыту.

На защиту проектов учащиеся школ вожатых вышли в мае 2020 года, и к настоящему моменту большинство участников готовы выезжать в лагеря — разумеется, как только позволит эпидемическая ситуация, которая в регионах складывается по-разному. «На самый крайний случай рассматриваем вариант переноса реализации проектов на осень и в пришкольные лагеря», — говорит Александр Винокуров.

Полученные в школе вожатых знания и навыки слушатели будут применять не только в этом сезоне оздоровительного отдыха, но и в последующих. Педагоги же смогут дополнить новыми методиками факультативные занятия по финансовой грамотности в школах.

Все — в реестр!

По окончании летнего сезона в этом году будет составлен национальный реестр вожатых финансовой грамотности, куда попадут все участники обучения в школах вожатых, которые провели не менее одного образовательного мероприятия по финграмотности в загородном лагере. Это позволит популяризировать подобные образовательные программы и интерактивные методики в системе дополнительного образования и детского отдыха. Кроме того, организаторы проекта составят рейтинг вожатых финансовой грамотности: он будет рассчитываться по количеству баллов, присуждаемых за проведённые мероприятия. «Мы планировали также проводить мониторинговые визиты в лагеря и оценивать мероприятия, — говорит Винокуров. — Но в условиях пандемии, когда детские учреждения будут закрыты для визитов посторонних, это вряд ли получится. Так что мы сейчас ломаем голову над этим вопросом. Не хотелось бы отказываться от рейтинга».

800 вожатых финансовой грамотности подготовлено для работы в детских лагерях к началу сезона 2020 года

В дальнейшем, как предполагают организаторы проекта школ вожатых, он будет масштабироваться на всю страну. «В том числе поэтому мы плотно работаем сейчас с «Орлёнком» и «Сменой», чтобы в будущем они смогли оказывать методическое сопровождение проекта, — говорит Денис Лозинг. — Когда вся эта история с пандемией закончится, популярность курсов финансовой грамотности только вырастет. Люди перестанут ссылаться на то, что это «не для меня, а только для финансистов». Нет, финансовая грамотность — для всех, кто хочет управлять своим бюджетом и уметь справляться с кризисами».