Текст: Наталья Ульянова

С финансовыми проблемами, связанными с жильём, в своей повседневной жизни сталкивается каждый. Как сэкономить на квартплате? Как взыскать ущерб с соседа сверху, затопившего вашу квартиру? Как получить льготы и субсидии по оплате коммунальных расходов? Как правильно сдать или снять жильё? Тысячи финансовых вопросов, связанных с местом, в котором мы живём, требуют квалифицированных и подробных ответов.

Решения, связанные с жилищной сферой, всегда стоят в центре финансовой жизни человека, говорит научный руководитель «Жилфина» Антон Табах. Особенно если речь идёт о таких важных событиях, как покупка и продажа квартиры или дома. Размер расходов, риски и долгосрочные последствия сделанного выбора требуют использования сразу нескольких финансовых инструментов.

Несмотря на то что люди занимаются решением «квартирных вопросов» постоянно (например, оплачивают «коммуналку»), далеко не все могут похвастаться тем, что знакомы с нюансами. «Многие граждане имеют право на имущественные вычеты по НДФЛ, но не всегда понимают, как ими воспользоваться, — приводит пример Антон Табах. С другой стороны, попав в трудное положение, мало кто знает, как ликвидировать задолженности без больших расходов и последствий для кредитной истории». Чтобы научить и собственников, и арендаторов эффективно распоряжаться своими правами и исполнять обязанности, необходимо, по мнению эксперта, регулярно проводить информационные и просветительские мероприятия как для частных лиц и представителей СМИ, так и для сотрудников ЖКХ, некоммерческих организаций и властных структур.

Этапы реализации проекта «Жилфин.рф»

  • Запущен в октябре 2016 года в рамках проекта Минфина РФ «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
  • Базовые регионы: Свердловская, Курганская и Воронежская области.
  • Проведён анализ мировой и российской практики и законодательства, определена специфика жилищных финансов в России.
  • Проведены 6 круглых столов (в Москве, Казани, Екатеринбурге, Кургане, Волгограде и Калининграде) и итоговая конференция.
  • В ходе качественного социологического исследования выявлены основные проблемы целевой аудитории.
  • Созданы консультационные пункты в Екатеринбурге, Кургане, Россоши (Воронежская область). На их базе проводился приём населения, оказывается консультативная помощь.
  • Разработаны информационно-аналитические материалы — 5 видов брошюр и 5 видов листовок.
  • Проведены «горячие линии» для населения; опубликовано более 50 видеосюжетов и материалов в региональных и федеральных СМИ.
  • Запущен сайт и профильные группы в соцсетях Facebook и «ВКонтакте», а также YouTube-канал «Жилфин ТВ».
  • Подготовлены рекомендации для законодателей и федеральных и региональных ведомств по улучшению институциональной среды, повышению цивилизованности взаимоотношений потребителей, поставщиков коммунальных услуг и застройщиков.
  • В апреле 2019 года «Жилфин» стартовал на Дальнем Востоке.

Специфика «квартирного вопроса» заключается также в том, что, в отличие от многих других аспектов финграмотности, в этой области информацию сложно обобщить и централизовать. «Для жилищных вопросов крайне высока степень локализации, — объясняет Антон Табах. — К примеру, многие региональные программы, рассчитанные на владельцев недвижимости, часто заметно разнятся». Поэтому, развивая свой проект, организаторы прежде всего опирались на региональную экспертизу. Базовыми регионами для реализации стали Свердловская, Курганская и Воронежская области. А год назад программа стартовала для Дальневосточного округа, который также имеет большую специфику. С одной стороны, для него характерна низкая плотность населения и удалённость от федерального центра. С другой — высокая стоимость коммунальных услуг (она почти в два раза превышает средний показатель по России) и жилья (цена квадратного метра квартиры среднего качества более чем на 30% выше среднероссийской), что повлияло на запуск специальных программ ипотеки, рассчитанных на удержание жителей в округе.

Антон Табах, научный руководитель проекта «Жилфин.рф»:

Для жилищных вопросов крайне высока степень локализации. К примеру, многие региональные программы, рассчитанные на владельцев недвижимости, часто заметно разнятся.

Многое зависит от экономической развитости региона. По мнению Ольги Дайнеко, эксперта «Жилфина» в Екатеринбурге и генерального директора Центра анализа социально-экономической политики, в более развитых регионах жители могут неплохо ориентироваться в своих возможностях, связанных, например, с получением компенсаций и льгот. А в городах, жители которых нуждаются больше, могут даже не знать об их существовании. «В целом проблема одна, — говорит Татьяна Кирик, координатор «Жилфина» в Курганской области и преподаватель Курганского государственного университета. — Регионы довольно бедны. Когда мы запускали проект в Кургане и выявляли болевые точки горожан, выяснилось, что прежде всего жителей интересуют вопросы экономии при оплате услуг ЖКХ, возможность реструктуризации задолженности, в том числе по ипотеке, получение компенсации и т. д. А вопросы, связанные с получением ипотечного кредита, находятся на втором месте».

Татьяна Кирик, координатор «Жилфина» в Курганской области:

Когда мы запустили в Кургане бесплатные консультации, сначала люди отнеслись к этому с недоверием, но постепенно обращений становилось всё больше, затем появились очереди, а под конец люди записывались по телефону.

В регионах, где с опорой на местные ресурсы запускается проект, «Жилфин» проводит просветительские мероприятия и адаптирует информационно-аналитические материалы. Так, в Дальневосточном федеральном округе к стандартному набору буклетов («Защита права собственности несовершеннолетних и недееспособных», «Памятка для покупателя недвижимости», «Ипотечное кредитование», брошюры «Ваша платёжка», «Аренда жилой недвижимости», «Управление жилой недвижимостью», «Жилищные права и обязанности») добавили «Дальневосточный гектар». Однако самым эффективным инструментом организаторы называют индивидуальные консультации. По словам Ольги Дайнеко, большим спросом пользуется как очное, так и дистанционное индивидуальное консультирование. Это вызвано тем, что, как правило, люди не склонны выносить на большую аудиторию свои частные проблемы — например, задавать вопросы в общем чате. «К сожалению, консультации на тему жилья пока невозможно проводить на постоянной основе, — комментирует Татьяна Кирик. — При этом эффект от них нарастает постепенно. Когда мы запустили в Кургане бесплатные консультации, сначала люди отнеслись к этому с недоверием, но постепенно обращений становилось всё больше, затем появились очереди, а под конец люди записывались по телефону. За год мы смогли проконсультировать несколько сотен человек».

«Жилфин» полезен не только для социально уязвимых групп, но и для сотрудников коммунальных служб, считает Антон Табах. По его словам, «коммунальщики» также заинтересованы в том, чтобы финансово грамотных, благополучных и стабильно оплачивающих счета пользователей услуг становилось больше. «Организация площадок, где «коммунальщики» и жители смогут обсуждать свои проблемы, позволяет снизить градус социального напряжения в регионах, — объясняет Табах. — Например, проблема роста задолженностей по оплате часто бывает вызвана тем, что у людей нет достоверной информации, они не умеют договариваться и, вместо того чтобы найти конструктивное решение, составляют малоэффективные жалобы, но всё равно в результате получают судебные приказы о взысканиях». Проблем можно было бы избежать, выбрав более разумный путь, такой как, например, получение жилищной субсидии (на которую имеют право многие малообеспеченные семьи) или реструктуризация долга. Кроме этого, собственники квартир часто не разбираются и в других вопросах: например, как влиять на затраты, связанные с капитальным ремонтом, как выбрать подрядчиков при его проведении, каков размер тарифов на услуги ЖКХ и т. д.

Ольга Дайнеко, эксперт «Жилфина» в Екатеринбурге:

Большим спросом пользуется индивидуальное консультирование. Это вызвано тем, что, как правило, свои частные проблемы люди не склонны выносить на большую аудиторию.

Помимо коммунальных платежей, в фокусе «Жилфина» находятся ипотечные кредиты и всё, что с ними связано, а также вопросы налогообложения. В последние годы добавился ряд новых актуальных тем: московская реновация, «детская ипотека» и многие другие.

Сотрудники ЖКХ заинтересованы в том, чтобы финансово грамотных, благополучных и стабильно оплачивающих счета пользователей услуг становилось больше. И в этом они союзники «Жилфина»

Информационные и справочные материалы по всем темам накапливаются на сайте «Жилфин.рф», работа которого поддерживается на волонтёрских началах. На этом ресурсе предусмотрена обратная связь, которой могут воспользоваться как региональные активисты, так и обычные граждане, ищущие достоверную информацию по сложным жизненным вопросам.

«В последнее время проблемам, связанным с жильём, стали уделять больше внимания многие госструктуры, — комментирует Антон Табах. — Однако информация требует постоянного мониторинга и апгрейда, поскольку и законодательство, и практика постоянно меняются. Улучшить ситуацию поможет сетевое взаимодействие с другими участниками Проекта Минфина России, а также включение этих вопросов в его образовательные программы».