Екатерина Лавренова, кандидат педагогических наук, советник директора Проекта Министерства финансов России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»

Как показывает практика Проекта Минфина России и моя личная, финансовая грамотность интересна детям всех возрастов и разных со- циальных статусов. Однажды я проводила в один день уроки в топовом лицее и в школе-интернате, где бóльшая часть детей — социальные сироты из неблагополучных семей. Разницы в степени вовлечённости ребят я не почувствовала никакой. Вывод простой: про жизнь интересно всем, а когда это ещё и полезно, то вдвойне! Важно правильно подбирать содержание образования с учётом особенностей детей и, конечно, выстраивать адекватную методику. Урок (занятие или мероприятие) должен удовлетворять познавательные потребности ребёнка, а образовательная деятельность — осуществляться в зоне его ближайшего развития.

Рассмотрим один из примеров урока для детей 5–6 классов. В этом возрасте дети хотят быть взрослыми, но по сути они всё ещё дети. Поэтому содержание занятий по финансовой грамотности определяется тем, с чем дети уже сталкиваются. В нашем примере речь пойдёт о покупках. Цель урока — сформировать умение различать «умные» и «неумные» покупки, привить установку на обдуманное совершение покупок.

Отметим, что насыщенность занятий должна быть не высокой, а достаточной для того, чтобы учащиеся смогли интериоризировать полученные знания (то есть присвоить, сделать частью своего мировоззрения и человеческого капитала). Поэтому на данном уроке у нас фигурирует одно понятие и его антипод — «умные» и «неумные» покупки. Вокруг этого строится весь урок. Кроме того, дети научатся различать рациональные и нерациональные траты — и на этой основе совершать «умные» покупки в своей жизни. Конечно, мы не можем отследить или повлиять на этот фактор, так как реальная финансовая жизнь детей идёт за пределами школы, но можем проиграть ситуации, дать правильные установки.

Выбор методики обучения также строится на понимании возрастных особенностей детей 5–6 классов. Используются игровая технология и технология творческой мастерской. Урок имеет несколько этапов, каждый из которых служит достижению промежуточных или итоговых результатов. В качестве дидактического материала выступает презентация, оформленная также с учётом возрастных особенностей детей.

Этап 1. Формирование понятия «умные» покупки

Для формирования умственного действия необходимо создать ориентировочную основу действия, систему координат, в которой предстоит что-то делать. Именно так связаны между собой понятия и умения. Они не существуют изолированно друг от друга. В нашем уроке это понятия «умные» и «неумные» покупки. Используем визуальные образы — фотографии, которые передают определённые действия и эмоции, несут смысл. Задача учителя — грамотно выстроить обсуждение и формирование понятия через вопросы и корректировку того, что говорят дети. В результате обсуждения слайда важно прийти к выводу, что люди на фото совершают, скорее всего, «неумные» покупки. И учитель в этой ситуации методом «от противного» подводит детей к понятию «умных» покупок. Сделать это можно с помощью записи на доске. Важно, чтобы дети сами сформировали это понятие. А на следующем слайде необходимо закрепить культурную норму — сделать так, чтобы все разрозненные элементы понятия сложились в одно целое, создав реальную ориентировочную основу. Формулируем это так: «Умная покупка — это покупка нужного товара (услуги), сделанная с наименьшими затратами. Прежде чем покупать, задайте себе два вопроса. 1) Нужен ли вам этот товар, какую потребность он будет удовлетворять? 2) Как купить то, что нужно, по минимальной цене?»

Этап 2. Формирование умения различать «умные» и «неумные» покупки

На этом этапе мы используем обращение к практике и жизненному опыту самих детей. Ученики с большим удовольствием расскажут вам, как они сами и их родители совершают «неумные» покупки. Это будет лучшим подтверждением того, что понятие детьми присвоено. Часто они приходят домой и начинают учить родителей, как грамотно совершать покупки. Важно, чтобы родители позволили поучить себя. Поэтому мы всегда рекомендуем давать подобные уроки в открытой форме или отдельно беседовать с родителями, даже проводить с ними просветительские занятия.

Попросите класс составить список «умных» и «неумных» покупок и нарисовать их. Лучше организовать учебную деятельность детей в форме групповой или парной работы. На самом деле для придумывания не нужно много времени. Дети очень быстро соображают, тем более если могут воспользоваться опытом из своей собственной жизни. А когда мы просим их что-то нарисовать, подключаются ещё и эмоции. Если ребёнок не понял материала, он не сможет его визуализировать. Это хорошая проверка связи между словами, которые говорит ребёнок, и его реальным пониманием.

Затем нужно проверить результаты работы. Я обычно включаю дух соревновательности и прошу группы, например, поочерёдно называть «умные» покупки — но так, чтобы они не повторялись. На доске отмечаю ответы баллами, а если они повторяются, то баллы снимаются. Итог: всё проверили и обсудили, да ещё и выбрали победителя.

Этап 3. Приобретение опыта совершения «умных» покупок

Предложите детям сыграть в игру «Идём в магазин». Для неё учителю понадобится дидактический материал — карточки с наименованием того, что продаётся в магазине, и задания для групп. Например, такие: группа 1 идёт в супермаркет за продуктами, группа 2 — в «Детский мир» за игрушками, группа 3 — за канцтоварами для школы накануне 1 сентября. В каждой группе должно быть по 4–5 человек. Если групп больше, то темы могут повторяться. Самое сложное задание — у группы 1. Здесь можно реализовать принцип разноуровневых заданий — отправить в супермаркет ребят, которые пошустрее.

Итак, карточки разрезаны, разложены по файлам вместе с заданиями. 5–7 минут на такую работу вполне достаточно. Если возникают затруднения, помощь учителя (нужно просто объяснить принцип работы с карточками) снимет недопонимание — и дети быстро справятся с заданием.

В чём идея игры? В том, что карточек (то есть продуктов, канцелярских товаров и игрушек) у детей больше, чем необходимо. Возникает соблазн купить больше, и притом не по списку. Кроме того, есть разные предложения по количеству товаров и, соответственно, по их цене. То есть здесь нужно оценивать необходимость товара и выгодность совершаемой покупки — её «умность».

Например, надо купить, как следует из задания, 2 литра молока, а в продаже есть 1 литр за 70 рублей или 1,5 литра за 90 рублей. Кажется, что выгодно купить 3 литра за 180 рублей, чем 2 литра за 140 рублей. Однако если семье не требуется столько молока, то оно просто прокиснет. Такая же ситуация с йогуртами и бананами. Кстати, дети при разборе решений сами начнут приводить примеры того, как они покупали по акции больше продуктов, чем им было нужно, а потом их выбрасывали. Задания так рассчитаны, что если покупать всё по списку, не поддаваясь на акции, то группе удастся уложиться в бюджет.

В результате работы у каждой группы должны быть подготовлены решения — покупки (отобранные карточки с наименованием продуктов / товаров и ценами) и расчёт их общей стоимости. Проверку можно организовать у доски — прикрепить все «купленные» продукты / товары на магниты. Задача групп, которые имели другие задания, — проверить правильность выполнения, найти ошибки в расчётах и оценить разумность решений. Так нужно обсудить и проверить все три задачи. В зависимости от того, насколько дети дисциплинированы и привыкли к такой работе, на проверку результатов может уйти от 10 до 20 минут. Обычно проверка заданий и обсуждение вызывают бурные эмоции. Это хорошо, так как эмоциональное сопровождение служит отличным проводником интериоризации.

Этап 4. Формирование установок на грамотное совершение покупок

Учитель предлагает составить список правил, как грамотно совершать покупки. Пусть ученики опишут, что делает финансово грамотный человек — а) перед походом в магазин, б) в самом магазине.

Этот этап проводится в форме обсуждения. Оно может быть общим, но можно сначала дать группам время — примерно две минуты — для подготовки примерных ответов. Главное, чтобы на основе анализа своей деятельности и освоенных понятий дети сами сформулировали эти правила (при помощи учителя, конечно).

В итоге необходимо совместно сформулировать примерно следующее. Прежде чем идти в магазин, финансово грамотный человек:

  • смотрит, какие продукты и вещи в доста- точном количестве уже имеются дома;
  • планирует покупку тех вещей, которые понадобятся в ближайшее время, а так- же в будущем (сезонные покупки);
  • составляет список всего необходимого для покупки на ближайшее время (1– 7 дней), на ближайшее будущее (1–2 месяца), на отдалённую перспективу (до года);
  • проводит предварительные расчёты стоимости покупок. В самом магазине финансово грамотный че- ловек:
  • покупает разумно, обдумывая, нужна ли эта вещь сейчас, принесёт ли она пользу;
  • покупает по заранее подготовленному списку;
  • не поддаётся на рекламные уловки и эмоциональное желание;
  • находит наиболее выгодный вариант по- купки продукта / товара.
Автор не указан, Вашифинансы.рф; CC BY 4.0

В заключение урока нужно подвести итоги (обсудить ещё раз, что поняли, что узнали нового, чему научились) и, если есть возможность, дать домашнее задание. Я всегда стараюсь подключать творческие способности детей, усиливать межпредметную составляющую. Здесь домашнее задание может быть таким: «Подготовьте рассказ о семье, которая совершала «неумные» покупки, и о том, к чему это привело».