Иллюстрация на заставке – Ольга Шиян, журнал «Дружи с финансами»; CC BY 4.0

Текущее состояние сообщества

За время, прошедшее с начала реализации Проекта в 2011 году, в России запустился процесс формирования профессионального сообщества в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг. Сообщество состоит из педагогов, экспертов, аналитиков, консультантов, госслужащих, методистов, сотрудников центров повышения квалификации, представителей бизнеса, СМИ и т. д., которые ведут деятельность в области финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг.

В настоящий момент сообщество представляет собой большую и неоднородную группу с нечёткими границами и отсутствующими критериями того, кто является профессионалом. По некоторым оценкам, одних только школьных учителей, преподающих предметы с элементами финансовой грамотности, в России может насчитываться несколько десятков тысяч. Количество финансовых консультантов и советников оценивается в тысячи. С проблематикой финансовой грамотности так или иначе работают сотни специалистов из числа экспертов, журналистов, государственных и муниципальных служащих. Сегменты сообщества пока довольно изолированы друг от друга, взаимодействие между ними является ситуативным и эпизодическим, внутренние связи слабы, информационный обмен нередко затруднён даже внутри одного сегмента.

В результате потенциал сообщества для повышения финансовой грамотности в России, реализации Национальной стратегии повышения финансовой грамотности на период 2017–2023 гг., для собственного устойчивого развития сейчас ограничен. Настоящая Концепция предлагает базовые принципы для консолидации сообщества, развития сервисов (то есть услуг, которые сообщество производит, получает, приобретает), востребованных сообществом, его стейкхолдерами и обществом в целом.

Концепция предлагает видение ключевых шагов по развитию сообщества до конца 2020 года, включая подходы к обеспечению его устойчивого развития после этого рубежа.

Существует внутренний и внешний спрос на сообщество. Потенциальные члены сообщества предъявляют внутренний спрос на сервисы, связанные прежде всего с удовлетворением их собственных нужд, возникающих в связи с их профессиональной деятельностью. Это, например, информирование и распространение результатов деятельности, коммуникация с другими членами сообщества, развитие профессионального стандарта и этического кодекса. Внешний спрос предъявляют те, на кого влияет работа сообщества; шире — общество в целом. Например, повышение стандартов преподавания финансовой грамотности, общее повышение уровня финансового просвещения и защиты прав потребителей финансовых услуг, экспертная поддержка органов власти разных уровней

Цели и задачи

Развитие и укрепление профессионального сообщества создаст дополнительные возможности для его членов, будет способствовать развитию повестки финансовой грамотности в России. Для развития сообщества профессионалов важно найти подходы к решению следующих задач:

  • Консолидация и обретение организационной структуры и публичных представителей. Для этого необходимо определить границы сообщества (в том числе квалификационные) и внятные правила присоединения, а также сформировать стимулы для привлечения и удержания членов сообщества.
  • Формирование сервисной инфраструктуры, работающей на нужды членов сообщества (внутренние сервисы) и на нужды стейкхолдеров и общества в целом (внешние сервисы).
  • Разработка механизмов, обеспечивающих устойчивость сообщества и самостоятельность его деятельности на средне и долгосрочном временнóм горизонте.

Сервисы для сообщества

Исходя из текущего состояния сообщества, можно выделить следующие виды сервисов.

  • Коммуникация и информирование. Существует общий запрос на коммуникационную площадку, на которой могло бы осуществляться экспертное взаимодействие и информирование.
  • Экспертиза. Существует спрос на базу знаний и практик для профессионалов в сфере финансовой грамотности, предусматривающую возможности комментирования, рейтингования, оценивания материалов. Необходим доступ к обзорно-аналитическим материалам по актуальным темам финансовой грамотности. Отдельным направлением экспертизы может быть экспертное сопровождение органов исполнительной власти, межведомственных комиссий и рабочих групп в связи с реализацией ими Национальной стратегии.
  • Снижение репутационных рисков. Формирующееся сообщество демонстрирует запрос на разработку профессионального стандарта, этических принципов со стандартами поведения и развитие системы сертификации своих членов и (или) отдельных видов деятельности (например, финансового консультирования) и качества материалов. Эта задача должна решаться постепенно, по мере развития сообщества.
  • «Внешние» сервисы для целевой аудитории Проекта. Сообщество может развивать сервисы для целевой аудитории Проекта — например, базу знаний и практик в сфере финансовой грамотности, сервисы индивидуального тестирования потребителей для определения уровня сложности предлагаемых финансовых продуктов, с которыми они могут работать.

Образ будущего сообщества

На основе анализа мнений экспертов вы- делены следующие характеристики желаемого образа профессионального сообщества.

  • Сообщество достаточно консолидировано, институционально оформлено и имеет те или иные формы координации своей деятельности, чёткие границы и правила вступления и выхода.
  • Разработан профессиональный стандарт и различные системы сертификации, созданы и функционируют стандарты деятельности в области финансовой грамотности, механизмы разрешения споров.
  • Функционируют разнообразные и востребованные как членами сообщества, так и стейкхолдерами внутренние и внешние сервисы. Работает онлайн-портал, который востребован профессиональными пользователями. Создана коммуникационная площадка для работы специалистов в сфере финансовой грамотности.
  • Сообщество востребовано со стороны органов власти, в том числе для выполнения социально значимых задач в сфере финансовой грамотности. К сообществу поступают запросы на оказание соответствующих услуг.
  • Сообщество значимо представлено в медиапространстве, активно взаимодействует со СМИ, проводит экспертные мероприятия и конкурсы.
  • Сообщество обладает активной переговорной позицией при взаимодействии с различными стейкхолдерами — бизнесом, государственными учреждениями, образовательными организациями.
  • Сообщество инклюзивно — нацелено на включение заинтересованных потенциальных членов и на конструктивную работу со стейкхолдерами.
  • Сообщество формулирует длинную повестку развития, выходящую за рамки 2023 года (формальный срок, на который рассчитана Национальная стратегия).

Первоочередные шаги по развитию сообщества

Для развития и укрепления профессионального сообщества можно выделить следующие блоки первоочередных задач.

  1. Концептуальное определение способов укрепления сообщества и формирования условий для его самоподдерживающегося развития — в связи прежде всего с обсуждением Концепции, мониторингом её реализации и обновлением Концепции устойчивого развития сообщества после 2020 года, включая решение вопроса об институциональном оформлении сообщества.
  2. Содержательно-аналитическая поддержка профессионального сообщества путём разработки интересных для него материалов и организации их обсуждения.
  3. Поддержка формирующегося сообщества, сфокусированная на развитии содержательной коммуникации между его различными сегментами и снижении сопутствующих издержек. В частности:
    1. создание базы данных экспертов и организаций в сфере финансовой грамотности, позволяющей определить, в каких регионах и с какими сегментами целевой аудитории работают эксперты и организации, на каких темах специализируются;
    2. создание консультационного центра, предоставляющего консультации сообществу, будет способствовать повышению информированности членов сообщества. Сбор и анализ запросов профессионального сообщества позволит уточнять повестку проводимых мероприятий и тематику аналитических материалов;
    3. проведение серии мероприятий в сфере финансовой грамотности по темам, актуальным для сообщества, будет способствовать обмену мнениями, выработке общих позиций по ключевым вопросам распространения финансовой грамотности и защиты прав потребителей;
    4. проведение конкурсов по финансовой грамотности для разных сегментов профессионального сообщества будет способствовать популяризации актуальных тем и задач по финансовой грамотности среди целевой аудитории, а также укреплению и развитию сообщества.

Предполагается, что представители профессионального сообщества смогут наращивать свой экспертный потенциал одновременно за счёт получения специализированных консультаций, участия в мероприятиях и конкурсах. Кроме того, возможность найти специализированного профессионала по финансовой грамотности будет повышать связность сообщества, наращивая взаимодействие между его членами.

Рабочая группа, занимающаяся подготовкой итоговой версии Концепции, будет рада услышать ваши комментарии и дополнения. Полная версия документа доступна для изучения на сайте «ВашиФинансы.рф»