Текст: Наталья Ульянова
Фотография на заставке — Автор — sirtravelalot, Shutterstock.com; все права защищены

Переходный возраст

Студенты — одна из трёх основных целевых групп, на которые направлен проект Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Как и представители других аудиторий, вчерашние школьники обладают своим жизненным опытом, стереотипами поведения, способом и скоростью восприятия информации, которые требуют определённых подходов в обучении. Впрочем, студенты — это особая «статья». Именно с наступлением совершеннолетия перед молодыми людьми открываются новые возможности, а также появляются новые риски и ответственность, связанные с принятием решений в области финансов. Даже если кто-то успел изучить основы финграмотности в школе — теперь наступило время перейти к практике, а это требует новых навыков. Однако институциональные ограничения пока не позволяют обеспечить обязательное формирование компетенции в области экономической культуры (в том числе — финансовой грамотности) у выпускников образовательных программ подготовки бакалавров и специалистов. О «подводных камнях» и особенностях системы высшего образования рассказали сотрудники Федерального сетевого методического центра экономического факультета МГУ имени М. В. Ломоносова (ФСМЦ МГУ).

Историческая данность

ФСМЦ МГУ был создан на экономическом факультете в 2015 году в качестве сетевого центра переподготовки преподавателей региональных вузов. Планировалось, что, пройдя программу повышения квалификации и вооружившись новыми знаниями и умениями, преподаватели начнут транслировать их в своих регионах.

Для этого уже к 2016 году ФСМЦ разработал программу повышения квалификации и запустил масштабный проект. Центр сформировал региональную сеть на базе Федерального учебно-методического объединения в области экономики и управления.

В свой первый «сезон» (2016/2017 учебный год) ФСМЦ начал работать с девятью субъектами федерации — пилотными регионами Проекта Минфина России. На следующий год к ним присоединились шесть новых регионов, в 2018/2019-м — восемь, в нынешнем учебном году добавилось ещё семь.

Параллельно с программой повышения квалификации ФСМЦ разработал электронный учебник для студентов и учебно-методические материалы для преподавателей.

Ирина Телешова, директор ФСМЦ:

Неэкономическим специальностям экономическая теория в чистом виде не была нужна. Поэтому, как только изменились ФГОС, многие вузы предпочли заменить эту дисциплину профильными

Ирина Телешова, директор ФСМЦ: Неэкономическим специальностям экономическая теория в чистом виде не была нужна. Поэтому, как только изменились ФГОС, многие вузы предпочли заменить эту дисциплину профильными

Преподавателей региональных вузов обучают заочно, с использованием дистанционных технологий. Программа состоит из двух частей. Первая связана с методиками, технологиями обучения и подготовкой индивидуальных рабочих программ дисциплин/модулей. Вторая — с их содержательным наполнением. В рамках обучения слушатели получают доступ к видеокурсу (на видео записаны все лекции), выполняют практические работы и участвуют в вебинарах. К окончанию курса, который длится два месяца, преподаватели должны разработать собственные рабочие программы: на защиту проектов в партнёрский вуз приезжают эксперты и координаторы ФСМЦ из других регионов.

Более 1 500 преподавателей вузов из 30 регионов прошли курс переподготовки в ФСМЦ (данные НАФИ)

Одно из условий проекта — все рабочие программы должны учитывать специфику направления подготовки бакалавров и специалистов, традиции вуза, финансово-экономическое состояние своего региона и его проблемные зоны. В каких-то субъектах федерации особенно актуальна проблема микрофинансовых организаций и финансовых пирамид, где-то — высоких тарифов ЖКХ. А в программах преподавателей Калининградской области, к примеру, учтены такие практические вопросы, как особенности оформления tax-free при покупке товаров в Литве или Польше.

Институциональная ловушка

Методика и региональный охват — всего лишь полдела. Преподавателям, которые прошли курс, пришлось решать проблему включения элементов финграмотности в действующие учебные планы. «Проблема, с которой столкнулись и методисты, и преподаватели, имеет название — ФГОС», — говорит Ирина Телешова, директор ФСМЦ. Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность обязательных требований к образованию различных уровней и должны соблюдаться всеми образовательными учреждениями. Кроме этого, во ФГОС определены компетенции, которыми должен обладать выпускник соответствующей образовательной программы.

Автор — Master1305, Shutterstock.com; все права защищены

До создания ФСМЦ в системе высшего образования действовал так называемый стандарт ФГОС 3+, который предусматривал формирование у студентов всех направлений обучения общекультурной компетенции — способности «использовать экономические знания в различных областях жизнедеятельности». «Именно эта компетенция позволяла в образовательных программах бакалавриата и специалитета реализовывать задачу формирования грамотного финансового поведения выпускников, — поясняет Ирина Телешова. — Однако в 2015 году на смену действующему стандарту пришёл ФГОС 3++, который, к сожалению, не предусматривает формирования этой компетенции».

Финграмотность приживается в системе высшего образования, но благодаря скорее личному энтузиазму преподавателей, чем объективным условиям. Те, кто прошёл программу переподготовки, пытаются, пусть и в сокращённой форме, интегрировать в свои курсы элементы финансовой грамотности.

Причин тому несколько. Прежде всего, сыграла свою роль историческая память, считает глава ФСМЦ. Дело в том, что экономическую теорию в том или ином виде в стране преподавали не одно десятилетие. В советское время частью обязательной программы для всех студентов была политэкономия, в 1990-е её сменила экономическая теория. Эти дисциплины были излишне теоретизированы и не ориентированы на получение практических знаний. Поэтому, когда в 2000-е начался тренд увеличения автономности вузов, многие университеты решили отказаться от непрофильного для факультетов направления. «Неэкономическим специальностям экономическая теория в чистом виде не была нужна, — объясняет Телешова. — Поэтому, как только изменились ФГОС, многие вузы предпочли заменить эту дисциплину профильными».

Мария Ульянова, замдиректора ФСМЦ по связям с региональными партнёрами:

Квесты — очень эффективный способ подачи материала, позволяющий запомнить сложные вещи: знания остаются на уровне подкорки

Сегодня, чтобы получить возможность включить элементы финграмотности в свои курсы, преподавателям необходимо не только доказать ректору, что они не планируют реанимировать курс экономической теории, но также «потеснить» другие, более профильные предметы. Ведь большего количества часов, чем это определено стандартом, образовательная программа предложить не может. «Таким образом, вузы попали в так называемую институциональную ловушку», — комментирует Ирина Телешова.

«Карманный» формат
В 2017 году эксперты ФСМЦ разработали электронный учебник по финансовой грамотности. Он состоит из двух частей.
Первая — учебное пособие для студентов, вторая — сборник учебно-методических материалов для преподавателей. Пособие для студентов находится в открытом доступе на сайте Finuch.ru и в виде мобильного приложения в App Store и Google Play. «Таким образом, учебник полностью оправдывает своё название, — поясняет замдиректора ФСМЦ Елена Кудряшова. — Это не написанная на века бумажная книга по матанализу, а настоящее учебное пособие по финансовой грамотности для поколения Z, которое предпочитает компьютеру мобильные приложения». Сборник для преподавателей также доступен в онлайне после регистрации. Её автоматически получают все, кто проходит программу повышения квалификации ФСМЦ; остальным преподавателям необходимо заполнить регистрационную форму.
Учебное пособие для студентов структурно разделено на две части. Первые четыре главы посвящены описанию того, как люди принимают финансовые решения, из чего состоят их расходы и доходы и что такое личный бюджет. Остальные семь глав рассказывают об использовании финансовых инструментов в личном планировании, а также о защите прав потребителей финансовых услуг.
Каждая глава начинается с входного теста, с помощью которого читатель может проверить свои знания по теме, чтобы с бол́ ьшим интересом читать главу. По завершении каждой главы его ждёт итоговое тестирование. И входное, и итоговое тестирование проводятся в режиме самопроверки: отметив ответы и нажав кнопку «проверить», читатель получает сразу информацию о том, сколько у него правильных и сколько неправильных ответов. Под каждым есть ссылка на параграф, по материалам которого составлен тест, чтобы сразу можно было перейти по ней и ещё раз ознакомиться с материалом, если допущена ошибка.
В учебное пособие интегрирована многоуровневая навигация по главам, разделам и параграфам. Каждый параграф можно оценить по пятибалльной шкале и в случае необходимости воспользоваться модулем «сообщение об ошибке». В зависимости от характера ошибки, о которой хочет сообщить читатель, на неё реагируют либо техническая поддержка, либо авторы глав. Лучшему пониманию тем способствуют дополнительные материалы, оформленные как врезки в параграфах, схемы, картинки, графики. В главах также имеются гиперссылки на сайты со статистической информацией, правовую базу данных «Гарант», видеоролики. Для удобства пользователей есть глоссарий, поиск по главам, закладки и заметки.
Электронный формат учебника позволяет ему всегда оставаться актуальным: все изменения (от ключевой ставки ЦБ до нормативно-правовых актов, регулирующих сферу личных финансов) тут же появляются в нужных главах.
Сборник материалов для преподавателей содержит тесты, расчётные задачи, открытые вопросы, кейсы и эссе. К некоторым темам авторы разработали деловые игры. Каждое задание раздела снабжено ответами и комментариями (например, на что следует обратить внимание при обсуждении кейса со студентами или почему именно этот ответ в тесте является правильным), а также ссылкой для перехода в параграф учебного пособия для студентов, по которому составлено задание, чтобы уточнить информацию.
Поскольку некоторые преподаватели по старинке предпочитают бумажные носители, на сайте появилась опция «Скачать в формате PDF». Материалы для преподавателей также первоначально существовали в бумажном виде (было два издания). Их выдавали на очной аттестации преподавателям, прошедшим программу повышения квалификации ФСМЦ. И хотя сборник для преподавателей некоторыми выпускниками программы был зачитан буквально до дыр, по мнению Елены Кудряшовой, оставаться в бумажном формате не слишком актуально: «Сегодня он ни с точки зрения обновления контента, ни с точки зрения обратной связи не может составить конкуренцию постоянно обновляющемуся электронному носителю. Свой учебник мы всё время совершенствуем, чтобы сделать максимально удобным для пользователей. Например, последняя идея — превратить сборник учебно-методических материалов в своего рода «конструктор». По своему желанию преподаватель может скачать материалы по теме полностью с ответами или исключить ответы или выбрать несколько заданий, которые он хочет использовать на семинаре. Это позволит сразу сформировать файл для контрольной работы или домашнего задания либо раздаточный материал для студентов».

При этом многие вузы понимают значимость и актуальность компетенции. Финграмотность приживается в системе высшего образования, но благодаря скорее личному энтузиазму преподавателей, чем объективным условиям. Те, кто прошёл программу переподготовки, пытаются, пусть и в сокращённой форме, интегрировать в свои курсы элементы финансовой грамотности.

Миссия выполнима

В отличие от школ, которые могут позволить себе финграмотность лишь в качестве внеурочных занятий, у вузов намного больше возможностей. Высшие учебные заведения обладают академической свободой и могут варьировать свои программы. При этом все федеральные, научно-исследовательские университеты, а также «опорные» университеты имеют право вводить собственные стандарты образования. Главное условие — чтобы они были не ниже существующих ФГОС.

Один из «проводников» финграмотности — факультативы, а также межфакультетские (или кампусные) курсы. К примеру, в МГУ (где, кстати, предмет «Экономика» обязателен для всех слушателей) каждый студент бакалавриата должен посетить по своему выбору как минимум два таких рассчитанных на один семестр курса, которые читают преподаватели другого факультета. В их числе — курс «Разумное финансовое поведение», разработанный экспертами ФСМЦ. По словам Ирины Телешовой, он пользуется большой популярностью: за семестр его посещают около сотни студентов неэкономических факультетов МГУ.

В Томском государственном университете финграмотность вошла в число кампусных курсов. Это аналог межфакультетских курсов МГУ — с той лишь разницей, что их могут посещать студенты в том числе экономических факультетов.

Встречаются и «неортодоксальные» подходы к преподаванию финграмотности. К примеру, один из филологов, прошедших курс переподготовки ФСМЦ, предложил внедрить элементы финграмотности в курс изучения иностранного языка. «Впрочем, здесь важно соблюдать баланс, — считает Телешова, — чтобы новообретённые знания из области личных финансов не вытесняли необходимых профессиональных компетенций».

Внеучебная деятельность в случае с вузами тоже работает на повышение финграмотности студентов. Помимо программ повышения квалификации, ФСМЦ проводит Всероссийскую олимпиаду по финансовой грамотности. При поддержке экономического факультета проходят квесты на тему личных финансов — как для школьников, так и для студентов. «Квесты — очень эффективный способ подачи материала, позволяющий запомнить сложные вещи: знания остаются на уровне подкорки», — говорит Мария Ульянова, замдиректора ФСМЦ по связям с региональными партнёрами. Впрочем, и региональным вузам есть что показать. Например, в Ставрополе проводят конкурс СТЭМов (студенческих эстрадных миниатюр), где студенты в театрализованной форме обыгрывают курьёзные случаи на тему личных финансов.

Один из «проводников» финграмотности в вузах — факультативы, а также межфакультетские (или кампусные) курсы

Елена Кудряшова, замдиректора ФСМЦ: Появление универсальной компетенции «Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности» во ФГОС 3++ прописано в дорожной карте к Национальной стратегии по повышению финансовой грамотности населения Российской Федерации

Финансовая свобода

Степень проникновения финграмотности в вузы во многом зависит от региона. По словам Марии Ульяновой, региональным партнёрам ФСМЦ намного легче работать в пилотных регионах Проекта Минфина России, где необходимость повышения финграмотности населения осознают и поддерживают — в том числе на уровне регионального правительства.

«Хороший пример, — говорит Ульянова, — Калининградская область, где курс финансовой грамотности был введён в учебные программы Балтийского федерального университета уже на следующий год после переподготовки преподавателей». В Калининграде успели даже разработать свой электронный учебник по финансовой грамотности.

Похожая картина — в Ставропольском крае, где кафедра финансов Северо-Кавказского федерального университета уже много лет работает в тесной связке с региональным центром финансовой грамотности.

В Томской области ещё до запуска программы ФСМЦ работала программа регионального центра финграмотности, направленная на школы, детские сады и взрослую аудиторию. «В её рамках были созданы потрясающие обучающие материалы, проводились многочисленные образовательные мероприятия, — рассказывает Мария Ульянова. — Поэтому и с университетом, мы надеемся, всё получится не менее успешно. Однако в регионах, которые не входят в пул пилотных проектов, где тема не на слуху или нет поддержки на уровне регионального правительства, финграмотность не всегда попадает и в вузы».

Возвращение компетенции

По словам Ирины Телешовой, сегодня и ФСМЦ, и Минфин России, и Банк России прикладывают большие усилия, чтобы необходимая компетенция появилась в новых ФГОС. Есть и первый результат: ФГОС ВО подготовки бакалавров по направлению «Спорт» предусматривают формирование универсальной компетенции в области экономической культуры, в том числе финансовой грамотности. Недавно Совет по ФГОС ВО Министерства науки и образования подготовил свои рекомендации о её включении в список универсальных, то есть обязательных компетенций. Поэтому есть все основания полагать, что эта компетенция скоро появится во ФГОС ВО и по другим направлениям.

Региональный опыт
Среди регионов, внедряющих финграмотность в вузах, выделяется Калининградская область. С 2016 года программу переквалификации ФСМЦ прошли более 70 преподавателей региона. Однако, по словам Дмитрия Кашпарова, регионального координатора ФСМЦ в Калининградской области, пока не всем удаётся использовать программу в своей работе: многое зависит от позиции руководства вуза.
В Балтийском федеральном университете такой отдельной дисциплины нет, но финграмотность является частью смежных дисциплин, которые преподают студентам-неэкономистам в различных институтах вуза, — «Экономика», «Основы экономики» и «Основы менеджмента». Кроме этого, в университете примерно два раз в месяц факультативно проходят обучающие мероприятия на тему личных финансов. Разработан в БФУ и свой онлайн-курс по финграмотности, который могут добровольно пройти все желающие.

«Появление универсальной компетенции «Способен принимать обоснованные экономические решения в различных областях жизнедеятельности» во ФГОС 3++ прописано в дорожной карте к Национальной стратегии по повышению финансовой грамотности населения Российской Федерации, — отмечает замдиректора ФСМЦ Елена Кудряшова. — Это, несомненно, хорошая идея, поскольку компетенция включает в том числе индикаторы, связанные с личной финансовой грамотностью. Мы надеемся, что эта компетенция в ближайшее время появится во ФГОС для всех специальностей, включая неэкономические». Однако реализация требований ФГОС, как и прежде, во многом будет зависеть от руководителей вузов и факультетов. Стандарты нового поколения предоставляют учебным заведениям довольно большую свободу, но с их принятием отказаться от изучения финансовой грамотности вузы больше не смогут.