Текст: Иван Никодимов
Фотография на заставке: Автор — Liftwood, Shutterstock.com; все права защищены

С точки зрения жульнических уловок и схемотехники почти ничего не поменялось: мошенники по-прежнему пытаются подобраться к вашим деньгам или к вашим данным, которые служат ключиком к ним. При этом они рассчитывают на вашу доверчивость, используют методы социальной инженерии и пытаются выдать себя за тех, кем в действительности не являются. Пандемия просто создала ситуацию «мутной воды», в которой некоторые не прочь половить «рыбу», и добавила в арсенал мошенников массу новых «наживок». Способы противодействия также остаются прежними: во-первых, здравое, критическое отношение к попыткам посторонних заполучить ваши данные или заставить вас совершить денежные трансакции, а во-вторых, проверка информации, полученной от третьих лиц, по заслуживающим доверия источникам. В качестве таковых, разумеется, выступают официальные сайты различных ведомств и их горячие линии, клиентские службы банков (подлинные, а не мнимые). Порой достаточно одного звонка или нескольких запросов в поисковике, чтобы вывести мошенников на чистую воду.

Предложение медицинских препаратов, товаров и услуг по профилактике и лечению.

Бóльшая часть новых видов мошенничества эксплуатирует испытываемый каждым страх за здоровье — своё и близких. В истории человечества эпидемии всегда вызывали появление огромного количества шарлатанов, предлагавших чудодейственные снадобья для лечения заболевания — вроде мази на основе ртути и толчёного рога единорога, которую в средневековой Европе выдавали за средство от чумы. В наш просвещённый век жулики действуют более тонко — ссылаются на авторитетные международные организации, патенты, рекомендации РАН и Минздрава России. Но суть остаётся та же: в лучшем случае вы втридорога получите «пустышку», в худшем — нанесёте ущерб своему здоровью.
В ряде регионов отмечены факты, когда незваные дезинфекторы в костюмах химзащиты, представляясь сотрудниками различных вымышленных экстренных служб, устраивают массовый обход домов под предлогом того, что среди жильцов дома выявлен случай инфицирования коронавирусом. На поверку это оказывалось либо навязанной недешёвой услугой (5–10 тыс. рублей), либо и вовсе попыткой проникнуть в квартиру с целью совершения кражи. Губернатор Кемеровской области Сергей Цивилёв даже был вынужден обратиться по этому поводу к жителям Кузбасса с призывом не поддаваться на провокации и доверять только официальной информации. Дезинфекция квартир, из которых произведена госпитализация жильца с подозрением на коронавирусную инфекцию, производится бесплатно. В Роспотребнадзоре отмечают: специалисты центра дезинфекции перед выездом согласуют с жителями по телефону время, а заходить в квартиры могут только с согласия граждан и по предъявлении служебного удостоверения.
Начинают появляться первые мошеннические предложения о вакцинации от COVID-19. В данном случае важно знать, что в России в настоящий момент разработано семь прототипов вакцин. Их клинические испытания начнутся только в июне. Для начала массового применения потребуется в лучшем случае ещё 11 месяцев. «Передовых разработок» (китайских, американских, израильских или любых других), на которые ссылаются мошенники, сейчас попросту не существует.
Предложения чудо-таблеток для лечения коронавирусной инфекции также стоит воспринимать критически. Чаще всего за ними стоят недобросовестные продавцы БАДов, рассчитывающие с немалой наценкой сбыть свой товар. Доверять стоит только препаратам, рекомендованным Минздравом России, и не заниматься самолечением.
Активизировались в последнее время и представители частных медицинских компаний, мимикрирующих под государственные организации и имеющих нарочито «официальные» названия (вроде «центра эпидемиологической защиты населения»). Обычно они строго уведомляют по телефону, что у вас был контакт с инфицированным лицом, поэтому вам надлежит немедленно пройти экспресс-тест или сдать анализы на COVID-19 (да-да, маркетинг во время пандемии бывает и таким — беспринципным и жёстким). Иногда они даже готовы выехать к вам на дом. Процедура обычно оказывается не просто платной, а баснословно платной. Прежде чем ею воспользоваться, рекомендуется позвонить на горячую линию Роспотребнадзора, чтобы узнать, где можно пройти тестирование бесплатно.
Ажиотажный спрос на средства индивидуальной защиты (маски, медицинские перчатки), санитайзеры, облучатели-рециркуляторы, бесконтактные термометры привёл к массовому появлению «однодневок» — интернет-магазинов, создаваемых с целью получить по предоплате деньги (и не поставить товар) или данные банковской карты незадачливого покупателя. Будьте внимательны, изучайте отзывы о магазине и старайтесь платить по факту доставки.
Фантазия на тему COVID-19 разыгралась и у кибермошенников. Они осуществляют массовые электронные рассылки от имени международных и российских организаций (например, ВОЗ и Минздрава России) якобы с важной информацией о пандемии. Попытка открыть вложение или перейти по ссылкам чревата заражением компьютера шпионским софтом и кражей данных. Появляются также «шпионские» мобильные приложения для смартфонов, с помощью которых пользователь якобы может мониторить эпидемиологическую ситуацию и получать предупреждения о нахождении поблизости от очагов распространения COVID-19. Приложения получают доступ к геопозиции пользователя, микрофону и камере устройства, хранящейся на нём информации и могут делать рассылки по списку контактов. При установке приложений внимательно читайте условия и обращайте внимание на то, какие доступы запрашивает приложение: не давайте мошенникам возможности хозяйничать в вашем телефоне! Фишинговые сайты также получают новый «камуфляж», стараясь выдать себя за просветительские, общественные и благотворительные организации, участвующие в борьбе с распространением COVID-19.

Горячие линии по коронавирусу COVID-19 и мерам поддержки населения
✆ Минздрав России: 8-800-200-02-00
✆ Роспотребнадзор:8-800-555-49-43
✆ Стопкоронавирус:8-800-200-01-12
✆ Департамент здравоохранения города Москвы:
(495) 870-45-09
Перечень горячих линий органов исполнительной власти
в субъектах Российской Федерации

Псевдопомощь в защите потребительских прав, решении финансовых проблем, получении господдержки

Приостановка деятельности большинства сервисных организаций, закрытие границ, ограничение транспортного сообщения в период пандемии создают множество ситуаций, в которые ранее потребители попадали нечасто. Например, у них возникает необходимость возврата средств за ранее оплаченную турпутёвку, авиабилет, размещение в гостинице и т. д. При этом им часто не хватает информации о том, какими правами они располагают. Чем и пользуются нечистые на руку «доброхоты», предлагающие в интернете и социальных сетях соответствующие услуги. Как правило, основная цель мошенников — получение данных банковских карт, на которые предполагается вернуть денежные средства. Всё остальное — «бесплатные консультации», «ответы на вопросы», «помощь специалиста» — не более чем «дымовая завеса». Поэтому рекомендуем обращаться к надёжному источнику информации — сайту Роспотребнадзора, где опубликована памятка «Коронавирус COVID-19: какие права есть у потребителя и как их защитить?», разработанная при участии экспертов Минфина России. В памятке даются ответы на вопросы, рекомендации и образцы заявлений по ситуациям, связанным с отказом потребителей от туристских, транспортных, посреднических и иных услуг. В ней также сообщается, как воспользоваться мерами государственной поддержки населения в период пандемии.
Отмечаются и случаи почтовых рассылок и звонков от имени «клиентских служб» авиакомпаний с предложением вернуть деньги за отменённые рейсы. Обычно информацию о жертве мошенники находят в соцсетях, где люди сами сообщают о несостоявшихся поездках, нарушенных отпускных планах и проблемах с возвратом билетов. Имейте в виду: это всё та же охота за данными вашей банковской карты.
Многие граждане столкнулись в период пандемии со значительным снижением уровня доходов и попали в сложную жизненную ситуацию. В связи с этим сейчас наблюдается новый всплеск активности разного рода «раздолжнителей», которые предлагают услуги по урегулированию взысканий, помощь в проведении процедуры банкротства, содействие в получении кредитных или ипотечных каникул — за комиссию или с требованием предоплаты. Будьте внимательны: в большинстве случаев вы можете решить возникшие проблемы, не прибегая к услугам сомнительных посредников, и получить бесплатную консультацию, обратившись на официальную горячую линию. Например, в недавно открывшийся Центр информационной поддержки ипотечных заёмщиков. Там можно получить всю необходимую информацию о том, как воспользоваться правом на ипотечные каникулы или реструктуризировать кредит, задать интересующие вопросы через форму «вопрос — ответ» и скачать заявление на предоставление одной из мер поддержки.
В принимаемых государством мерах по поддержке населения в связи с пандемией мошенники также находят массу возможностей для собственного обогащения. На просторах интернета появились сайты (их счёт уже идёт на сотни), предлагающие получить информацию о льготах, компенсациях и выплатах, которые причитаются конкретному гражданину. Для этого нужно предоставить личные данные, заполнив специальную форму. Затем производится «обработка запроса и поиск начислений». Для получения результатов пользователя нередко просят ещё и внести фиксированный платёж (250–300 рублей). Не делитесь своими персональными данными с мошенниками, какими бы громкими названиями они ни прикрывались. Ищите информацию в первоисточниках. Полный и актуальный перечень мер господдержки вы найдёте на сайте Правительства Российской Федерации.

Официальные источники информации о коронавирусе COVID-19 и мерах поддержки населения

Манипуляции вокруг самоизоляции

Жить в условиях самоизоляции нам непривычно. О новых правилах и требованиях порой бывают не осведомлены даже специалисты. Поэтому нет ничего удивительного в том, что мошенники затеяли вокруг этого свою игру.
Многие граждане уже получили фальшивые постановления за нарушение режима самоизоляции по СМС или через мессенджеры. Пока они выполнены довольно «топорно». Некоторые, например, «выписываются» почему-то от имени Федеральной службы исполнения наказаний, содержат массу орфографических ошибок и юридических несуразностей. В конце сообщения обычно предлагается под страхом уголовного преследования в кратчайший срок оплатить штраф на некий телефонный номер или по указанным банковским реквизитам. Помните, что реальные штрафы вы всегда можете проверить в своём личном кабинете на портале Госуслуг.
В ряде регионов отмечаются случаи, когда люди, представляющиеся сотрудниками МВД, МЧС или Роспотребнадзора, останавливают прохожих на улице для проверки документов и пытаются взыскать штраф за нарушение режима самоизоляции на месте. В этом случае не забывайте попросить остановивших предъявить служебные удостоверения и помните, что их полномочия не простираются дальше составления протокола о нарушении.
В ряде регионов Российской Федерации введены цифровые пропуска для передвижения. Мошенники отреагировали на это мгновенно — созданием фишинговых сайтов по их оформлению. Цель — получение персональных данных, а в некоторых случаях — и небольшой платы. Данные впоследствии могут быть использованы для «атаки» на жертву с использованием методов социальной инженерии. Знайте, что цифровой пропуск оформляется совершенно бесплатно — на Едином портале государственных и муниципальных услуг Российской Федерации или в мобильном приложении «Госуслуги. СТОП Коронавирус».

Предложения удалённой работы

Удаленная работа в условиях пандемии становится горячим трендом, люди ищут возможности для дополнительного заработка. Поэтому старая мошенническая схема «занятости на дома» в последнее время обрела второе дыхание. «Монетизируется» она просто: жертве делают очень привлекательное предложение по надомной работе, но чтобы им воспользоваться, просят немного потратиться — купить методические или расходные материалы, пройти некий онлайн-курс подготовки. После оплаты «работодатель» перестаёт выходить на контакт.

Лжеблаготворительные организации

Естесственная потребность человека помогать справиться с общей бедой, поддерживать нуждающихся деньгами или действием. Мошенники пытаются сыграть и на этом. Пандемия для них лишь новая, «незаезженная» тема для организации различных псевдоблаготворительных акций: в поддержку пожилых людей, соотечественников, оставшихся за рубежом изза нарушения транспортного сообщения, на приобретение медицинской техники и т. д. Прямая адресная помощь конкретным людям и учреждениям — это хорошо, но если у вас есть малейшие сомнения, что она дойдёт до нужного получателя, лучше жертвовать через благотворительные фонды. Перед этим их деятельность стоит внимательно изучить. Учредительные документы, аудиторские заключения, годовые отчёты и отчёты в Минюст России — всё это должно находиться в открытом доступе на сайте фонда. А его регистрацию можно проверить на сайте Минюста России в разделе «Информация о зарегистрированных некоммерческих организациях».
Коронакризис создаёт новые угрозы для финансового благополучия человека. Но всё в ваших руках: будьте бдительны!