Текст: Наталья Югринова

Как в России обучают детей финансовой грамотности — в школе и за её пределами

Подходы разных стран к преподаванию новой дисциплины в школе различаются. Например, в США с 2009 года модули финансовой грамотности включены в уроки истории, экономики, математики и общественных дисциплин в 50 штатах. В Канаде для старшеклассников проводят обязательные семинары по финансовому планированию поступления в колледж: рассказывают о кредитах на обучение, грантах и других способах финансирования высшего образования. В школах Великобритании с 2014 года финансовая грамотность преподаётся как отдельный обязательный предмет. В Индии в школьной программе данная тематика пока не присутствует, однако в некоторых городах (например, в Мумбаи) вводятся экспериментальные программы для обучения навыкам обращения с личными финансами.

Мировой опыт обучения финансовой грамоте в рамках учебного расписания включает в себя как её преподавание в качестве отдельной дисциплины, так и интегрирование элементов в такие традиционные предметы, как математика, обществознание, история, иностранные языки и другие. Система дополнительного образования позволяет детям повышать финансовую грамотность в кружках, клубах, домах творчества, выездных лагерях, на факультативах, элективных курсах и т. д. Широко используются такие формы обучения и вовлечения, как проведение внеклассных финансовых интеллектуальных игр, чемпионатов, конкурсов для школьников. Все эти направления и формы обучения нашли поддержку и в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Обязательно и по выбору

По данным Минпросвещения, уроки финансовой грамотности в той или иной форме в 2018 году провели 70% российских школ (около 30 тыс. организаций). Ими оказались охвачены около 5 млн школьников. «Для внедрения тематики финансовой грамотности в систему общего образования Российской Федерации есть несколько возможностей, — говорит Екатерина Лавренова, кандидат педагогических наук, советник директора проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». — Одна из них — вводить её в качестве отдельного предмета в часть образовательной программы школы, которая формируется участниками образовательных отношений, то есть самой школой, родителями и в целом педагогами. Так, это могут быть внеурочные занятия, факультативы и элективы по финансовой грамотности. Наши учебно-методические комплекты (УМК) наиболее эффективно работают именно в этой системе. Но не у всех школ есть такая возможность, особенно если это школы профильные. Поэтому Минфин России рассматривает и другие варианты».

70% российских школ
в той или иной форме проводят уроки финансовой грамотности

Вторая возможность — это включение тем и модулей по финансовой грамотности в обязательные предметы: математику, историю, обществознание (плюс экономика и право), географию, основы безопасности жизнедеятельности, литературу, иностранные языки.

Екатерина Лавренова, кандидат педагогических наук, советник директора проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации»:
Во время коммуникативных боёв дети учатся искать плюсы и минусы тех или иных финансовых инструментов, а заодно — отстаивать своё мнение,
аргументировать позицию и выступать на публике

Сегодня специальные тематические модули подготовлены по заказу Минфина России издательством «Росучебник» для экономики, права, ОБЖ, английского языка, географии, математики. А для истории и информатики подготовлены электронные образовательные ресурсы: приложения для ПК и смартфона, специализированные сайты.

Третья возможность внедрять финансовую грамотность в образовательную практику школы — это программа воспитания и социализации. Классные руководители имеют возможность включать в свои классные часы занятия по отдельным наиболее актуальным финансовым вопросам. Сама школа в рамках этой программы может проводить так называемые образовательные события — мероприятия во второй половине дня (игры, конкурсы, чемпионаты). И у Минфина есть что предложить в этом плане. Разработаны и апробированы различные финансовые игры и квесты. Их много, поэтому школа может подобрать наиболее подходящие под свои условия (количество участников, возраст, отведённое время).

Ученики школы № 293 им. А. Т. Твардовского, Москва

Четвёртая возможность — это создание кружков и клубов по финансовой грамотности в рамках системы дополнительного образования школы. Это то, что делается в школе, но за пределами основной образовательной программы. Здесь также достаточно много образовательных программ, ресурсов и материалов по финансовой грамотности: учебно-методические комплекты и модули, видеоролики, мультфильмы, плакаты, брошюры и, конечно же, интерактивные интеллектуальные, настольные, деловые, станционные, имитационно-ролевые игры.

Урок-конструктор

Доказательством того, что тема личных финансов находит отражение в огромном количестве школьных дисциплин и может быть в них встроена, служит опыт московской Пироговской школы. Команда учителей гуманитарного цикла под руководством маги странтки Высшей школы экономики Елены Мирецкой летом 2016 года разработала методологический конструктор «Финансовый год» — набор материалов для внедрения элементов финансовой грамотности в уроки английского языка, мировой художественной культуры (МХК), истории и литературы в 511 классах. Материалы были составлены так, чтобы учителя могли использовать их на своих уроках без расхождения с образовательной программой и отклонений от Федеральных государственных образовательных стандартов. Конструктор был успешно апробирован в школе в 2016/2017 учебном году, а все материалы сегодня доступны на сайте школы.

«Нашей задачей было не только ликвидировать лакуны, связанные с нехваткой информации по финансовой грамотности в образовательной программе, но и в какой-то мере дестигматизировать эту тему, — говорит преподаватель английского языка Мария Гардер, участвовавшая в разработке конструктора. К финансовой грамотности часто относятся свысока: мол, это не наука, а всего лишь бытовое знание. Но обучать ей необходимо — как, скажем, необходимо проводить сексуальное воспитание подростков. Иначе они оказываются в ситуации, когда есть реальная проблема, но никто не умеет её решать, потому что в своё время взрослым просто было неловко поговорить с ними об этом».

В качестве основных тематических блоков учителя выбрали четыре: «Личный бюджет. Доходы и расходы», «Накопления и инвестиции», «Кредиты и займы» и «Личные финансовые кризисы». При разработке материалов тщательно избегали лекционной подачи: во-первых, она «съедает» время урока, во-вторых, является скучной и малоэффективной. Зато приветствовались интерактивные и мультимедийные форматы: задействовались видеоролики, игры, групповые обсуждения. Кроме того, были разработаны межпредметные уроки — например, урок-игра по аукциону Christie’s (МХК и английский язык).

Мария Гардер, преподаватель английского языка:
Нашей задачей было не только ликвидировать лакуны, связанные с нехваткой информации по финансовой грамотности в образовательной программе, но и в какой-то мере дестигматизировать эту тему

Дети живо восприняли такую подачу информации. Например, один из уроков по английскому был посвящён афере полковника Томаса Блада, жившего в XVII веке. После реставрации монархии в Англии он лишился имения и всех накоплений — и не придумал ничего лучше, чем украсть королевские регалии: корону, скипетр и драгоценности. «Сама история предназначалась для домашнего чтения, — поясняет Гардер, — а в классе мы играли: дети от имени полковника рассуждали, как можно было выйти из финансового кризиса не через преступление, а иначе, найдя работу или одолжив деньги у друзей». На другом уроке шестиклассники смотрели эпизод из мультфильма «Том и Джерри», в котором влюблённый Том ради покупки автомобиля и кольца с бриллиантом идёт в банк и берёт кредит под высокие проценты. «Обеспечением по договору, — говорит преподаватель, — являются его лапы — прекрасная иллюстрация к английской идиоме «It costs an arm and a leg» (Буквально: это стоит руки и ноги.), которую используют, имея в виду неоправданно дорогую вещь». Дети обсуждали, на какие траты можно идти ради любви, а затем разучивали текст песни The Beatles «Can’t Buy Me Love», где поднимается та же тема.

Помимо этого, был придуман блок внеурочных проектов на стыке всех дисциплин и финансовой грамотности. Каждому классу достался определённый исторический период, и в течение года дети знакомились с жизнью людей того времени и её финансовыми аспектами: изучали быт семьи (посещая дома-музеи деятелей культуры — Поленова, Васнецова, Скрябина и других), профессии, способы зарабатывания и накопления денег. Этот блок подразумевал командную работу: например, от класса требовалось нарисовать комиксы на определённую тему, поучаствовать в квестах, играх — и продемонстрировать свой осознанный подход к финансовому поведению в той или иной ситуации.

Материальная база

Когда заходит речь о том, чтобы преподавать финансовую грамотность в рамках основного школьного курса, сразу возникает вопрос: по каким учебным пособиям? В России подготовка учебно-методических материалов началась ещё в 2011 году. Сегодня созданы учебные программы и учебные материалы для учащихся всех возрастов (со 2 по 11 класс), методические рекомендации для учителей, материалы для родителей, а также отдельно — для учащихся 10–11 классов с математическим, юридическим и социально-экономическим профилем. Все они находятся в свободном доступе на сайте Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования при Высшей школе экономики, а также в специальном разделе «Электронный учебник» на портале ВашиФинансы.рф. Там же представлены электронные интерактивные версии учебно-методических комплектов.

Авторы одного из курсов для 10–11 класса — доценты Волгоградского института управления (филиал РАНХиГС) Александр Алмосов и Юлия Брёхова. «Учащиеся старших классов — уже вполне взрослые люди, — рассказывают они. — Многие по окончании школы уедут продолжать обучение в другой город, и навыки, приобретённые в 10-11 классах, пригодятся им в самостоятельной жизни. Поэтому мы разговариваем с ними на взрослом языке: объясняем основные подходы и правила инвестирования, описываем механизмы кредитования, при этом делаем акцент на рисках, которые связаны с этими типами финансовых операций, объясняем необходимость пенсионного планирования… Одновременно с этим мы помним, что школьники — это всё ещё дети: им нужны конкретные примеры, без которых материал не будет усвоен в той мере, как нам хотелось бы. Именно поэтому в наших учебных материалах много историй из реальной жизни, отсылок к актуальной информации в интернете, на сайты органов государственной власти и финансовых организаций».

5 млн школьников прошли обучение финансовой грамотности в образовательных ! организациях

Интересно, что в курсе предусмотрены материалы не только для учеников и учителей, но и для родителей. В них предлагается вместе с детьми постигать тонкости ведения семейного бюджета, разбираться в причинах и последствиях тех или иных финансовых решений, обсуждать всей семьёй важные вопросы и выполнять задания. Такая работа необходима, уверяют авторы курса. «У некоторых родителей всё ещё присутствует скепсис в отношении необходимости изучать финансовую грамотность, — говорит Юлия Брёхова. — Время от времени мы слышим мнения, что дети перегружены основной программой, что в 1011 классах их главная цель — подготовка и успешная сдача ЕГЭ: мол, в наше время никакой финансовой грамотности не было, и обошлись же». Вместе с тем во время апробации учебных пособий авторы получают очень горячий отклик как от педагогов, так и от родителей.

Ещё один пример — сборник обучающих материалов для 5-11 классов «Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России» под редакцией Юрия Калашнова и Константина Лёвушкина, который вышел в свет в 2019 году. Он включает в себя печатное издание, сайт (fingram history.oc3.ru), приложение для компьютера и мобильных устройств с текстовыми материалами, презентациями, вопросами для проверки и творческими заданиями по множеству тем, связанных с финансовыми отношениями и финансовым поведением в истории России и мира. В частности, в курсе рассказана история денег, банков, финансовых реформ в России и мире, описаны крупнейшие финансовые аферы и некоторые экономические кризисы. Учебник будет внедряться в школах начиная с 2019/2020 учебного года, но некоторые уроки на его базе уже прошли апробацию в школе «Летово» (Новая Москва).

В 2016 году конкурс «Фонда хороших идей» выиграл учебный курс по управлению личными финансами в рамках школьного курса математики. За его реализацию взялись Московский центр непрерывного математического образования и ЗАО «ПАКК». В курс, вышедший годом позже, вошли сборник практических задач по математике, методические материалы для учителя, вебинары и видеолекции с решением задач. В 2019 году к курсу по математике добавился аналогичный по информатике (все материалы обоих курсов можно найти на сайте edu.pacc.ru).

«Мы предложили заменить абстрактные задачи на построение графиков и подсчёт прогрессий практическими — про кредиты, расходы, доходы и накопления, — поясняет генеральный директор компании «ПАКК» Вадим Финогенов. — С одной стороны, они помогают раскрыть вопросы финансовой грамотности, с другой — меняют отношение ребёнка к изучаемому предмету, дают ему понять, что полученные знания потом обязательно пригодятся в жизни».

Вот как, например, выглядит одна из задач в сборнике по информатике: «Мария изучает программирование и мечтает приобрести учебник Марка Лутца по языку Python. Книга довольно дорогая, поэтому деньги на её покупку придётся копить. Девушка будет откладывать часть средств, которые ей еженедельно выдают родители на карманные расходы. Помогите Марии составить формулу, вычисляющую количество недель, за которое она сможет накопить деньги на покупку. Формула должна учитывать сумму, которую требуется накопить, стартовые накопления, которые есть у Марии, доход в неделю и обязательные еженедельные расходы — на обеды в столовой и проезд на общественном транспорте». В такой постановке дети овладевают навыком написания алгоритмов и вместе с тем усваивают важность финансового планирования — учатся ставить накопительную цель, учитывать свои доходы и расходы.

Вадим Финогенов, генеральный директор компании «ПАКК»:
Мы предложили заменить абстрактные задачи на построение графиков и подсчёт прогрессий практическими — про кредиты, расходы, доходы и накопления

Впрочем, не у всех учителей предложения по введению в школьный курс элементов финграмотности вызывают поддержку. По словам Вадима Финогенова, некоторые педагоги считают, что практико-ориентированные задачи «принижают» их предмет и мешают развитию абстрактного мышления у школьников. Но большинство учителей всё же высказываются «за»: в конце концов, свежий взгляд на давно изученные темы в новом — финансовом ракурсе возвращает им самим интерес к предмету и не даёт профессионально выгорать.

В бой!

По данным исследования ВШЭ, в 2017 году в России насчитывалось более 13 тыс. организаций дополнительного образования для детей — среди них дворцы творчества, дома детства и юношества, детские центры, клубы по интересам, кружки и секции при школах, детские выездные лагеря. Несмотря на разрозненность и сложность системы допобразования, для развития финансовой грамотности она подчас подходит лучше, чем традиционная школа: по словам Екатерины Лавреновой, она менее инертна, в неё легче внедриться с новаторскими технологиями. В отличие от общеобразовательной организации, участие ребёнка в программе дополнительного образования по определению не является обязательным. По большому счёту никто не может заставить его ходить на факультативы против воли. Как полагает Денис Лозинг, руководитель направления «Дополнительное образование детей» Национального центра финансовой грамотности и директор компании «Кейс-игра», этот фактор определяет специфику работы с детьми. «Всё, что делается в рамках системы дополнительного образования, должно быть интересным, активным, увлекательным, — говорит эксперт. — Ведь если мы не сможем завладеть вниманием ребёнка, особенно подростка, он просто встанет и уйдёт». Чтобы этого не случилось, приходится изобретать новые форматы работы с детьми».

В рамках проекта Минфина по повышению финансовой грамотности «Кейс-игра» разработала специальную программу для школьников 11-16 лет, которые посещают кружки и клубы в школах, дворцах творчества и им подобных организациях. Рассчитанная на целый учебный год программа носит название «Чемпионат по финансовой грамотности» и предусматривает два формата — финансовые и коммуникативные бои.

Участникам финансовых боёв приходится публично защищать свои решения финансовых кейсов и задач. Например, им предлагается подумать о том, какой вклад посоветовать другу, которому необходимо за полгода накопить 50 тыс. рублей на отпуск, — с ежегодной капитализацией процентов, ежеквартальной или ежемесячной. «В ходе подготовки ответа дети не только изучают новые понятия, но и учатся искать альтернативы, сравнивать предложения и обосновывать свой выбор, — подчёркивает Денис Лозинг. — Наши задания и кейсы построены таким образом, что команды соревнуются не только в знаниях терминов, но и в том, как правильнее найти решение, какое решение верное и оптимальное». Обычно в боях сходятся две-три команды: одна из них презентует своё решение жюри и получает балльную оценку, а другие, полемизируя, пытаются «отобрать» у неё баллы. Между участниками возникает диалог, в котором они вынуждены применять новые термины и рассуждать на темы финансовой грамотности.

Коммуникативные бои устроены немного по-другому: это публичная дискуссия по неоднозначным вопросам — по аналогии с политическими дебатами. Оппоненты, например, могут обсуждать платёжные средства и выяснять, что лучше — наличные деньги или банковские карты. Каждому участнику поединка даётся по две минуты: они высказывают аргументы в пользу своей позиции и могут задавать друг другу вопросы. Дети учатся искать плюсы и минусы тех или иных финансовых инструментов, а заодно — отстаивать своё мнение, аргументировать позицию и выступать на публике. «Для современных школьников, которые вынуждены все экзамены сдавать в письменной форме, это большой плюс,  считает Екатерина Лавренова. — Ведь им не хватает умения дискутировать вслух, грамотно строить свою речь и презентовать идеи».

Денис Лозинг, руководитель направления «Дополнительное образование детей» Национального центра финансовой грамотности и директор компании «Кейс-игра»:
Всё, что делается в рамках системы дополнительного образования, должно быть интересным, активным, увлекательным

«Кейс-игра» также разработала программу дистанционного обучения для педагогов, которые с минимальными ресурсами смогут сами проводить чемпионаты по финансовой грамотности в своих школах и центрах детского творчества. Её уже прошли около 500 человек, которые провели в 2019 году 160 чемпионатов с общим количеством участников около четырёх тысяч. В этом году мероприятие выходит на новый уровень: в сентябре 2019-го стартует первый всероссийский чемпионат по финансовой грамотности. В нём будет задействовано 15 регионов, а соревнования пройдут в несколько этапов: на уровне школы, муниципалитета, региона и страны. Финал чемпионата состоится в 2020 году, а общее число участников должно достигнуть как минимум 3 000 человек. По задумке организаторов, чемпионаты по финансовой грамотности среди школьников рано или поздно станут сравнимыми по популярности с игрой «Что? Где? Когда?».

Путёвка в лагерь

Ещё одна программа дополнительного образования авторства «Кейс-игры» — «Азбука финансовой грамотности» — предназначена для детских выездных лагерей. Типичная смена в лагере длится 21 день (впрочем, есть и более короткие версии игры) — за это время дети делятся на пары («домохозяйства») и проживают небольшую «жизнь» в вымышленном городе. Один член команды отвечает за доходы, другой — за расходы. Домохозяйство планирует свой семейный бюджет и начинает добиваться какой-либо финансовой цели. Каждый день дети знакомятся с теоретическим материалом, получают новые задачи и кейсы, зарабатывают и тратят деньги, принимают нелёгкие финансовые решения. Денис Лозинг уверен, что такой иммерсивный формат (то есть с эффектом погружения в среду) помогает пробудить у школьников мотивацию осваивать новые знания: «Мы погружаем ребёнка в ситуацию, где он идёт в «банк», берёт «кредит» на автомобиль, а потом начинает его выплачивать. В процессе он может столкнуться с тем, что из-за слабого планирования на возврат займа не хватит денег, накопятся штрафы, придут коллекторы… Он понастоящему почувствует, как всё это работает». В 2019 году «Кейс-игра» планирует запустить специальную школу вожатых финансовой грамотности в 15 регионах страны. Её должны окончить, пословам Дениса Лозинга, не менее 800 человек, которые смогут обучить в лагерях до конца года около 5 000 детей.

Обучение финансовой грамотности в детских лагерях хорошо приживается и в российских регионах. Например, в Волгоградской области (это один из девяти пилотных регионов — участников проекта Минфина России) в период летних каникул многие учащиеся 5-9 классов осваивают в пришкольных и оздоровительных лагерях программу, разработанную Волгоградским технологическим колледжем. Краткий курс финансовой грамотности подаётся в ней через путешествие по волшебной стране Фингрии. Перебираясь с «острова» на «остров», борясь с «пиратами», отвечая на вопросы и выполняя различные задания, дети узнают, из чего складывается бюджет семьи, как правильно определять свои потребности и совершать обдуманные покупки, запускать бизнес-проект и т. д. Игровые и дискуссионные методы обучения нашли также отражение в курсе факультативных занятий по финансовой грамотности. Как отмечает Ольга Андреева, консультант по образовательным мероприятиям в рамках реализации Программ по повышению финансовой грамотности на территории Волгоградской области, руководитель Регионального центра финансовой грамотности, такие занятия проводятся в 130 школах региона для детей в возрасте от 11 до 15 лет.

В 2016 году свой двухнедельный финансовый лагерь провела и компания «ПАКК». В него попало 36 школьников 9-11 классов из разных регионов России, победивших в отборочном онлайн конкурсе. В программу лагеря вошли мастер-классы, тренинги, деловые игры и практикумы. Например, в одной из деловых игр предлагалось почувствовать себя маркетологом, придумать рекламу нового продукта, поучаствовать в тендере. В другой — попробовать сэкономить при приготовлении званого ужина на 10 персон, избегая переплат и стараясь не купить испорченные продукты. Компания разработала большое руководство по самостоятельной организации такого мероприятия: больше трёх десятков готовых сценариев, видеоуроков, вебинаров для педагогов. Почти 180 преподавателей прошли дистанционное обучение, чтобы внедрить эти практики в своих пришкольных и выездных лагерях. А осенью 2018 года, рассказывает Вадим Финогенов, команда ПАКК проехала в рамках проекта «Финансовый поезд» по пяти регионам России, чтобы на местах помочь педагогам в проведении лагерей и обучить их интерактивно-игровым методикам работы с детьми.

По мнению Дениса Лозинга, иные способы освоения финансовой грамотности, кроме как через действие (игра, соревнование), попросту не работают. «Вот почему дополнительное образование гораздо лучше подходит для этой задачи, чем основное, — полагает он. — Очень трудно за 45 минут обычного урока «погрузить» школьника в смоделированную ситуацию так, чтобы он в неё поверил, смог сделать осознанный выбор и освоил принципы грамотного финансового поведения».

Интеллектуальные игры

Игра как формат обучения является одной из самых популярных методик в большинстве рекомендаций по преподаванию финансовой грамотности. Компания «ПАКК» одной из первых начала разрабатывать финансовые игры в различных форматах — станционных (с прохождением маршрута и выполнением заданий на станциях), мини-игр на мастер-классах, игр-кейсов — и создала курс по обучению игровым практикам учителей. Вадим Финогенов уверен, что даже теоретическую часть по финансовой грамотности детям нужно передавать через интерактивный формат — согласно концепции edutainment, сочетая обучение с развлечением.

«Некоторые считают, что играть любят только дошкольники и младшие классы, а в средней и старшей школе это уже «не круто», — смеётся генеральный директор компании «Квестигра» Анастасия Россинская. — На самом деле подростки ничуть не меньше увлекаются играми. Школьники зачастую отвергают традиционные форматы обучения: им скучно на уроках-лекциях, они ненавидят тесты и контрольные. В игре же обучение происходит естественным образом, многие даже не замечают, что учатся».

«Квестигра» (участник проекта Минфина с 2016 года) разработала уже десять финансовых квестов на разную тематику. В одних играх — например, сити-квесте «Финансовый навигатор» и музейных квестах — действие привязано к конкретным геолокациям и предполагает «выездной» формат. Другие можно проводить на любой площадке и с минимальным реквизитом. С 2017 года компания провела более 30 игр, в которых приняли участие около 2 000 человек.

Самыми популярными для средней школы являются квесты «Деньги в кошельке» (о личных финансах), «Деньги в банке» (о банковских услугах) и «Деньги работают» (о предпринимательстве и инвестициях). Их проводят в рамках фестивалей, а отдельные материалы можно использовать на школьных уроках и внеклассных занятиях (все методические материалы опубликованы на сайте «Ваши финансы»). Сюжет квестов разворачивается в воображаемом городе Финграде, в котором есть улицы, а также станции — учреждения и организации города. Участники должны выполнить определённые задания: сходить в магазин и не дать себя обсчитать, посетить налоговую инспекцию, найти работу на ярмарке вакансий, сделать выгодное вложение в стартап и т. д. При этом ведущий на каждой станции подстраивается под каждого ребёнка и даёт задания разного уровня сложности. Заработав на станциях определённое количество баллов, дети конвертируют их в игровую валюту — «финики» — и распоряжаются ими в зависимости от сюжета игры. В квесте «Деньги в кошельке» дети выбирают финансовую цель и стараются её достичь, в «Деньгах в банке» все участвуют в конкурсе на должности в финансовой сфере и для этого накапливают баллы. Цель квеста «Деньги работают» — приумножить капитал, чтобы направить деньги на благотворительность.

Анастасия Россинская,генеральный директор компании «Квестигра»: Школьники зачастую отвергают традиционные форматы обучения: им скучно на уроках-лекциях, они ненавидят тесты и контрольные. В игре же обучение происходит естественным образом, многие даже не замечают, что учатся

Все три игры не предполагают командной работы: каждый участник получает на входе «паспорт», придумывает имя своему герою и его «легенду» (возраст, профессию, семейное положение), которая в дальнейшем будет определять нюансы доходов и финансового поведения. «Такой формат помогает раскрыться даже неуверенным в себе или неуспешным детям, которые обычно подобного шанса не получают, — объясняет Россинская. — Ведь они могут «спрятаться» за маской выдуманного героя, успешно социализироваться и усвоить необходимую финансовую информацию».

160 чемпионатов по финансовой грамотности было проведено с начала года

При этом практика показывает, что приживаются в российских школах и за их пределами не столько «красивые» игры с ярким дизайном и мультимедийными элементами, сколько те, что могут быть проведены в сжатое время (не дольше трёх часов) и с минимальными ресурсами. Например, для проведения сверхпопулярной настольной финансовой игры «Не в деньгах счастье» (разработчик — компания «КАК-Проект») требуется всего один ведущий и игровой комплект из поля и колоды карт, которые можно распечатать на обычном принтере.