Текст: Ольга Красильникова

Дети довольно рано начинают интересоваться финансовой стороной жизни: уже в 4–5 лет многие хотят иметь «свои денежки» и возможность тратить их в магазине. А значит, это правильный момент, чтобы начать рассказывать им о самых базовых финансовых понятиях: что такое деньги, откуда они берутся в семье, почему нельзя взять и потратить сразу все сбережения на игрушки. «Благодаря раннему финансовому развитию ребёнок учится понимать ценность денег и то, что этот ресурс ограничен», — подчёркивает Татьяна Ярышева, координатор работ по реализации программы повышения финансовой грамотности на территории Алтайского края.

Понимание ценности денег приходит к детям далеко не сразу. Первоначально их привлекает внешний вид купюр и монет. «Дети с удовольствием изучают деньги разных стран на занятиях, — говорит Ярышева. — Рассматривают под лупой их внешний вид, признаки подлинности банкнот». При этом на раннем этапе детям бывает сложно сосчитать сумму: они в большинстве случаев не понимают, что купюры и монеты могут иметь разный номинал, и просто считают количество «бумажек» и монеток.

Несмотря на то что дошкольники с интересом слушают лекции о семейном бюджете, планирование даётся им с трудом. «Малышам сложно принять факт, что существуют не только их потребности, но и потребности семьи, на которые тоже распределяется семейный бюджет», — рассказывает Ольга Андреева, консультант по образовательным мероприятиям в рамках реализации программ по повышению финансовой грамотности на территории Волгоградской области.

То, что возможности дошкольников в познании финансов ограничены, понимают и многие родители.

Ищем подходы

Все восемь лет существования Проекта Минфина России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» велась системная работа по выстраиванию «лестницы» обучения финансовой грамотности детей всех возрастов — от дошкольников до одиннадцатиклассников. Системная — потому что она охватила все форматы: внеклассное обучение, финансовую грамотность как отдельный предмет и как модуль, включаемый в существующие предметы — историю, математику, обществознание.

Дошкольное обучение, как первая ступенька к финансовой грамотности, попало в фокус Проекта на самых ранних стадиях. В 2012 году в Калининградской области был запущен региональный проект «Дети — детям»: школьникам объясняли основы финансовой грамотности, чтобы они затем могли транслировать полученные знания воспитанникам детских садов. В том же году обучение финансовым премудростям и методикам их преподавания детям прошли библиотекари. Позже в библиотеках неоднократно проводились мероприятия по финграмотности для детей младше семи лет и их родителей. Проект получил название «Библиотеки как просветительские площадки для занятий по финансовой грамотности с дошкольниками».

Пословицы народов мира

  • В денежных делах даже родители и дети — чужие люди (японск.)
  • Лучше обучать сына, чем оставить ему короб золота (кит.)
  • В учении не важно — молод или стар: постигнешь и станешь мастером (кит.)
  • Деньги отца для сына — что шерсть для моли (арм.)
  • У бедного что за богатство? Либо сын, либо дочь (перс.)
  • Процент дороже капитала; внук дороже сына (телугу)
  • Возьмёшь в долг девятнадцать рупий, а ребёнок не получит сладкого и на одну (бенг.)
  • Чего в доме нет, того сынок и просит (бенг.)
  • Праздная молодость — беспутная старость (рус.)
  • Шуба на сыне отцовская, а ум у него свой (рус.)
  • Что отец сколотил, сыновья протрясли (рус.)
  • Лучше держать сына на рынке, чем деньги в сундуке (араб.)
  • Учение в детстве подобно гравировке на камне (араб.)

В 2015 году в Волгоградской области стартовал образовательный курс «Приключения кота Белобока, или Экономика для малышей». Впоследствии программу взяли на вооружение многие регионы, участвующие в нацпроекте. Курс рассчитан на 72 часа изучения и объясняет детям основные экономические понятия: труд, профессия, деньги, товарно-денежные отношения, бюджет и пр. «По этой программе мы учим детей из старших и подготовительных групп, то есть в возрасте 6–7 лет, — рассказывает Ольга Андреева. — Ребята изучают основы экономики через различные виды игровой и трудовой деятельности. Чтобы программа лучше усваивалась, в курс включены художественные рассказы о жизни кота Белобока. В них повествуется о пути персонажа от лентяя до успешного предпринимателя».

Детям 5–7 лет с трудом даётся финансовое планирование. Им сложно принять факт, что существуют не только их потребности, но и потребности семьи

Обучение дошколят в рамках нацпроекта сегодня проводится более чем в 40 субъектах федерации. Однако охват меняется от региона к региону: например, в Калининградской области ежегодно обучаются свыше тысячи дошколят, в Волгоградской — не менее четырёх тысяч.

Проведённый в калининградском отделении опрос родителей показал, что инициатива была встречена тепло: 80% мам и пап одобрили новую образовательную программу. Родители отмечали, что дети стали чаще задавать вопросы о финансовой стороне жизни и даже бережнее относиться к своим вещам.

Всё как у взрослых

Последние несколько лет в коммерческом сегменте появляются проекты, направленные на финансовое развитие детей. Однако чаще всего аудиторией таких проектов в первую очередь являются школьники, а на дошколят приходится небольшая доля учащихся.

Примером такого образовательного проекта является цикл тренингов Эдуарда Матвеева «Лесная биржа», запущенный в 2013 году. Тренинги проводятся по всей России, в том числе по франшизе. Основная аудитория — дети 9–15 лет. Эта возрастная группа уже может участвовать в игровых тренингах, составляющих основу проекта. Пример игры, объясняющей сложные экономические понятия подросткам, — «Битва за ресурсы». Ребята делятся на две команды, каждая играет за одну из стран — США или Россию. Перед игроками стоит задача как можно быстрее получить необходимые ресурсы. Таким образом закрепляются понятия стоимости денег, курса валют, долга. «После этого для детей новости по телевизору о санкциях, импортозамещении и торговых войнах — не простой звук», — говорит Матвеев.

Разумеется, детям 5–6 лет рано участвовать в таких играх. Дошколятам нехит­рыми игровыми способами объясняют самые простые финансовые понятия, такие как бюджет семьи, труд, история денег, благотворительность и другие.

«Игра в магазин» в детском саду «Семицветик» (Саратов).
Игру проводит Алина Козлова, тьютор РЦФГ Саратовской области

Детский центр «Как здорово!», действующий в Москве и Московской области, предоставляет большой спектр услуг: обучение английскому языку, рисованию, танцам и многому другому. Курс финансовой грамотности центра рассчитан на детей 5–10 лет. 16 занятий объединены общей сюжетной линией — путешествием по вымышленному городу Манилэнду. Следуя по «маршруту», дети знакомятся с жителями вымышленного населённого пункта — главой города, представителями различных профессий, предпринимателями. У каждого персонажа своя история и свои финансовые привычки.
«Такой подход позволяет нам добиться максимальной наглядности, — объясняет Мария Масленникова, педагог и автор курса. — На карте Манилэнда как на ладони видна экономика страны, её основные экономические взаимосвязи. После обучения дети начинают понимать роль отдельной семьи в финансовом мире».

«Лестница» обучения финансовой грамотности выстраивается системно — для детей всех возрастов и во всех возможных форматах

Разобраться в экономике дети могут в тематических парках, представляющих собой упрощённую версию целого города. Одни из крупных проектов в этой нише — «Кидзания», «Мастерславль» и «Кидбург». Первые два — московские, последний можно встретить в десятке российских городов.

В первую очередь подобные проекты решают вопросы профориентации. Детям предлагается примерить на себя любую профессию — от пекаря до врача. «Работая» по выбранной специальности, маленький посетитель парка зарабатывает внутреннюю валюту, которую позже можно потратить в специальном магазине. В «Кидзании» даже предусмотрен банк, где ребёнок может хранить деньги и тем самым копить на крупную покупку. Таким образом, ребёнок может наглядно отследить цепочку «труд — получение денег — покупка в магазине». В парки пускают детей с двух лет, но наиболее интересен такой формат обучения будет всё же младшеклассникам.

С элементом финигры

Часто элементы финансовой грамотности появляются в не связанных с финансами проектах — частных детских садах, образовательных курсах для дошколят.

Например, московская школа Sunrise Montessori school доверила своим ученикам в возрасте 6–9 лет покупку продуктов ко второму завтраку. Раз в неделю ребята вместе с преподавателем рассчитывают необходимое количество фруктов, овощей, хлебцев и соков, составляют список и отправляются с ним в магазин. Эту науку дети освоили не сразу: поначалу после очередной закупки оставалось много лишнего — испортившиеся почерневшие бананы и чёрствые хлебцы. Со временем эта проблема разрешилась: ученики научились прислушиваться к своим потребностям и не покупать ненужных продуктов. В будущем дети станут самостоятельно пополнять запасы предметов гигиены. «Со следующего года планируем возложить на них обязанности по покупке мыла, туалетной бумаги, бумажных полотенец, салфеток и прочего», — рассказывает управляющая Sunrise Montessori school Кристина Томарова. Таким образом, в школе начинают сложный курс, посвящённый изучению денег как ограниченного ресурса. В планах — научить детей экономному расходованию средств.

Обучение дошколят финансам строится в основном на вовлечении через игру и их стремлении поступать и действовать «как взрослые»

Евгения Кац, основательница сети кружков «Мышематика», действующих в Москве, Московской области и Германии, тоже «разбавляет» свои занятия элементами финграмотности. По её мнению, многим детям проще освоить счёт на конфетах или монетах. Обучающая программа кружка содержит несколько игр с финансовым уклоном. Одна из них — игра «В кафе». Детям выдают деньги и предлагают что-нибудь приобрести в игрушечном заведении общепита. В процессе игры дети считают, какие блюда дешевле, какие — дороже, на покупку чего хватает денег. По наблюдениям Евгении Кац, многие только во время этих игр впервые знакомятся с идеей сдачи. «Всё это даёт начальное понимание финансовых процессов, — объясняет эксперт. — Кроме того, математика в таких играх становится частью повседневной жизни, а не скучным столбиком бессмысленных примеров. Ребёнку становится понятно, зачем может пригодиться таблица умножения, почему освоить дроби — важно, для чего нужно отрабатывать состав числа или деление с остатком».

В итоге через финансы дошкольники приходят к пониманию практической ценности того, чему их будут обучать в школе. А это означает, что раннее финансовое развитие может принести двойную пользу.