Текст: Алексей Ходорыч,
главный редактор детского издания «Классный журнал»

Издательство «Открытые системы» выпускает два популярных детских издания. «Классный журнал», ориентированный на детей младшего и среднего школьного возраста (до 14 лет), отметил в 2019 году своё 20-летие. Журнал для дошкольников «ПониМашка» выходит с 2007 года. Общий тираж изданий — почти 80 тыс. экземпляров, что позволяет отнести их к числу самых тиражных детских журналов в России.

Нет темы, которой нельзя было бы заинтересовать ребёнка, если использовать правильный подход. В своих изданиях мы пишем о выборе профессии, защите природы, раздельном сборе мусора, безопасности в интернете, психологии общения детей друг с другом, с родителями и учителями, здоровом образе жизни. За комикс «Заповедные истории» в 2017 году «Классный журнал» получил премию «Хрустальный компас» в номинации «Лучшее освещение в СМИ» (организатор премии — Русское географическое общество). А с Всероссийским обществом «Знание» мы сделали совместный экспериментальный проект «Науки против скуки»: методисты общества работали с детьми с помощью учебных материалов, подготовленных «Классным журналом».

Не контентом единым

Тема финансового просвещения детей тоже не является для нас новой. Мы затрагивали её в «Классном журнале» в разное время — в 1999 году даже печатали деньги «Классного журнала» («классные рубли»), и этот проект был очень популярен у наших читателей. Журнал «ПониМашка» в 2015 году выпустил тематический номер про деньги, издательство «Открытые системы» в 2012-м в серии развивающих книг для детей 5–6 лет «Пониматика» издало книгу «Пониматика. Деньги. Экономика — это легко».

Но с 2019 года мы решили уделять финансовой грамотности особое внимание и заняться этим системно: видя, насколько высок стал общий градус интереса к этой теме, мы просто не можем оставаться в стороне. Поэтому решили активно поддержать Всероссийскую неделю финансовой грамотности для детей и молодёжи, которая проходила с 17 по 24 апреля по всей России, и Семейный финансовый фестиваль, состоявшийся на площадке РЭУ им. Г. В. Плеханова 18 мая. Специально к этим мероприятиям мы выпустили номера «Классного журнала» и «ПониМашки», содержащие материалы по финансовой грамотности. А по итогам Всероссийской недели финансовой грамотности создали проект «Комиссары семейных финансов», который отправили на Конкурсную поддержку инициатив в области развития финансовой грамотности. Суть проекта — в активном вовлечении детской аудитории в процесс постижения финансовой грамотности. Взрослым людям, даже если они понимают необходимость записывать все свои траты и планировать покупки, сложно менять привычки. Но здесь в дело вовлекаются их дети и внуки, которые берут под свой контроль фиксирование расходов, заражают взрослых своим энтузиазмом и стремлением постичь азы финансовой грамотности. Для детей это увлекательная игра, но польза для всех членов семьи оказывается вполне реальной. Семья становится устойчивее, её будущее – определённее, а сами члены семьи — успешнее. В конечном итоге это приводит к оздоровлению и улучшению ситуации в стране в целом. Проведение совместных для детей и взрослых обучающих программ финансовой и компьютерной грамотности является мировым трендом. Поэтому проект «Комиссары семейных финансов» является не только социально значимым, но и современным, перспективным и действенным.

Дети не любят монотонности в подаче информации, поэтому нужно использовать игры, головоломки, квесты, сканворды, тесты, загадки, страшилки, конкурсы

Проект включает в себя несколько составляющих.

Во-первых, речь идёт о публикациях в «Классном журнале» и «ПониМашке». Тематика этих публикаций вряд ли станет новостью для тех, кто уже не первый год занимается просвещением в этой области: планирование бюджета, распоряжение деньгами, безопасность, обязательные и необязательные расходы, для чего нужны банки и как они работают, наличные и безналичные деньги и др. Мы предложим детям ставить перед собой и своей семьёй финансовые и потребительские цели и потом контролировать их достижение. Они станут получать домашние задания, призванные закрепить знания и познакомить с ними других членов семьи. То есть станут настоящими «Комиссарами семейных финансов»!

Во-вторых, планируем создавать мультфильмы и видеопрограммы на тему финансовой грамотности. Мультфильмы для издательства «Открытые системы» — это новое направление, но у нас уже получается делать их хорошо (с первыми опытами можно ознакомиться на сайте Classmag.ru). Интеграция в печатные издания с помощью дополненной реальности позволит нам привлечь читательскую аудиторию к просмотру и обсуждению видеоконтента.

В-третьих, разумеется, мы будем подкреплять материалы в журналах и мультфильмы встречами с семейной аудиторией и экспертами — для закрепления полученного материала и проведения тестов и соревнований по финансовой грамотности.

В-четвертых, намереваемся проводить опросы, тестирования, конкурсы, викторины, анкетирования и голосования на тему финансовой грамотности.

Наше конкурентное преимущество заключается именно в умении работать с детской аудиторией, которую мы хорошо знаем, поскольку находимся с ней в постоянном контакте.

Непросто, как раз-два-три

Как создавать качественный контент, интересный для детей? Постараюсь здесь сформулировать несколько наших основных принципов.

1Используйте разные форматы: дети не любят монотонности в подаче информации. Всё должно идти в ход: игры, головоломки, квесты, сканворды, инфографика, тесты, вопросы-ответы, загадки, детективы, страшилки, конкурсы. Один из самых популярных сегодня форматов — комикс: он позволяет рассказать о чём угодно с гарантированным интересом со стороны детей. У нас в «Классном журнале» есть и развлекательные, и образовательные комиксы. Например, вместе со Службой спасения Московской области мы готовим комиксы на тему безопасности, вместе с областным правительством — по раздельному сбору мусора. Отмечу также комикс о нанотехнологиях, который мы недавно создали вместе с Фондом инфраструктурных и образовательных программ «Роснано».

2Применяйте особую подачу материала. Тут сложно давать практические советы, этому почти невозможно научить. Практика показывает, что подготовка текстов для детей — это совершенно особенный жанр, который даётся далеко не каждому профессиональному журналисту. Ёмко, образно, интересно, с минимумом формализма и канцеляризмов — так писать умеют немногие. Здесь всё точь-в-точь как с детской песней: её написать значительно сложнее, чем взрослую. Зато хорошая детская песня наверняка «зацепит» и взрослую аудиторию.

3Обязательно обеспечьте интерактив и обратную связь. Дети очень охотно участвуют в конкурсах, присылают свои работы, вступают с редакцией в переписку. Они по природе своей нацелены на действие после знакомства с вашим контентом. Придумайте, на что его можно было бы направить!

Интерактив и обратная связь — главное при общении с детской аудиторией. Дети очень охотно участвуют в конкурсах, присылают свои работы, вступают с редакцией в переписку

На всех медиаплатформах

Реализация всего задуманного в области финансовой грамотности для нас ещё впереди. Но уже сейчас, кроме выпусков «Классного журнала» и «ПониМашки» с материалами на тему финансовой грамотности, мы можем похвастаться программой «Классное детство» на радио «МедиаМетрикс» по этой теме. Как пример приведу выпуск от 20 апреля, гостями которого стали стратегический координатор проекта Минфина России по финансовой грамотности Анна Зеленцова и директор направления «Неделя финансовой грамотности» в АНО «Национальный центр финансовой грамотности» Александр Синцов. Эту программу мы провели в поддержку Недели финансовой грамотности, а вывод из неё можно сделать такой: главная работа ещё впереди, менять финансовые привычки людей очень непросто, нужно это делать комплексно, интегрировано и креативно. И, конечно, без детских журналов тут никак не обойтись. Интернет — это отличный инструмент, понятный и близкий детям. Но управлять вниманием детей в нём непросто. Убеждён, что лишь активное использование в продвижении финансовой грамотности традиционных детских печатных СМИ поможет достижению максимального результата.

У детских изданий «Открытых систем» есть два главных лозунга: «Растим талантливых и умных» — у «ПониМашки», «Журнал полезных развлечений» — у «Классного журнала». Уверен, что активный интерес наших изданий к финансовой грамотности принесёт детям и их семьям огромную пользу.